Диагностический аудит СМК
Что такое диагностический аудит системы менеджмента?
Аудит Системы Менеджмента – это процесс получения информации о бизнесе и проверке его состояния на соответствия определённым критериям.
Цель аудита исключительно позитивна: понять уровень функционирования Системы менеджмента на предприятии и дать компании рекомендации по его улучшению. Аудит не ставит перед собой цель указать специалистам отдела качества или технологам на их профессиональные недоработки. Наоборот, аудит позволяет поднять значимость систем менеджмента в компании и доказать ценность труда специалистов, а результаты аудита позволяют увереннее требовать ресурсы для улучшений (часто, инфраструктурных, не зависящих напрямую от отдела качества).
В чём-то аудитор сродни доктору, который обследует больного…
Области аудита обширны – можно проверить:
- Весь бизнес (холдинговая структура с несколькими компаниями)
- Отдельные филиалы
- Отдельные подразделения («отдел обслуживания»)
- Отдельные процессы («логистика»)
Критерии проверки на соответствие также различны:
- Стандарты ИСО
- Технические Регламенты Таможенного Союза (ТР ТС)
- Требования торговых сетей в виде чек-листа с требованиями (например, FSSC или BRC )
- Требования военных ГОСТов (например, ГОСТ РВ)
- Требования к поставщикам Газпрома (СТО Газпром), Роснефти, Росатома и др...
Результат аудита
По результатам проверки:
- Выявляются проблемы, несоответствия (со ссылкой на конкретный параграф нормативных документов)
- Отмечаются области, где процессы соответствуют стандартам (работают правильно)
- Предоставляется отчёт, где наряду с проблемами расписываются рекомендации экспертов по их устранению
Если нет ресурсов…
Что предприятию делать дальше, если у него нет ресурсов устранить все проблемы сразу? Может быть, и аудит проводить не стоит, раз возможности провести корректирующие действия нет?
Совсем нет. Главное – стремление и маленькие шажки! Нужно составить календарный график улучшений: если нельзя покрасить всю стену, покрасьте половину, а остальное запланируйте через 2 месяца.
Также, необязательно сразу проводить аудит всего бизнеса. Можно сначала разобраться с одним процессом, одним филиалом, и таким образом потихоньку обследовать весь бизнес.
Зачем и в каких случаях уместно проводить аудит?
Аудит вашего бизнеса проводится:
- Перед началом разработки системы менеджмента, для составления плана работ
- Перед прохождением сертификации по системам менеджмента (такой аудит ещё называют предсертификационным), для гарантированного получения сертификата (как известно, орган по сертификации имеет право отказать в сертификации без возврата денежных средств)
- Как часть целевой программы по улучшению бизнеса, даже если перед бизнесом не стоит цель создать или улучшить существующую систему менеджмента
- По запросу ваших контрагентов (например, больших корпораций, которые отвечают перед потребителем за свой бренд)
Аудит поставщиков, контрагентов и сторонних компаний проводится:
- Для определения их надежности и качества поставляемой продукции услуг (например, аудитор может проверить, действительно ли у поставщика есть система выходного контроля качества)
- Как проверка выданных контрагентам сертификатов соответствия стандартам ИСО (ISO 9001, ISO 22000 и т.д.)
- При покупке компаний или заключении с ними глубоких партнёрских отношений, для оценки рисков
В чём ценность аудита?
- Рекомендации экспертов по устранению несоответствий, в том числе «ноу хау» по стандартам. Например, у пищевого предприятия всего один вход, куда ввозится сырьё, и откуда вывозится готовая продукция. Это проблема - стандарт пищевой безопасности требует отсутствия пересечения "чистых" и "грязных" маршрутов. Руководство знало об этом, но ведь прорубать новый вход в несущей бетонной стене запретительно дорого. Наши эксперты порекомендовали неочевидное решение: ввозить сырьё утром, проводить уборку днём, и вечером отгружать готовую продукцию, тем самым ликвидировав пересечение без строительных работ.
- Независимый, объективный взгляд со стороны. Находясь внутри предприятия, взгляд замыливается и очевидные проблемы становятся не видны, либо им не уделяется должный приоритет. Например, на одной из проверок хлебозавода мы заметили, что в жаркий летний день сотрудники цеха открывают нараспашку окна. Это несоответствие требованиям безопасности пищевой продукции, т.к. в открытые окна могут залететь и в последствие попасть в готовые продукты насекомые, птицы, да и просто тополиный пух. На окно всего-то надо было поставить сеточку, но сотрудники этого почему-то не замечали.
- Систематический подход. Выбранная для аудита область исследуются всесторонне, пункт за пунктом.
- Документированный результат. Можно видеть и обсуждать проблемы, но без их записи трудно назначить ответственных и разработать план действий.
Как проводится аудит?
Полноценный аудит состоит из следующих шагов:
- Уточняются цели аудита
- Проводится аудит документации (часто дистанционно)
- Составляется программа аудита, выбираются аудиторы
- С клиентом согласовываются: аудиторы, программа, сроки проведения и сопровождающий аудиторов персонал
- Проводится аудит на месте (этот этап провести дистанционно, «по скайпу» нельзя)
- Составляется отчет по результатам аудита (в том числе с фотографиями)
- По результатам отчёта, аудиторы дают рекомендации по устранению несоответствий и помогают составить план корректирующих действий
- По желанию клиента, аудитор может приехать повторно, чтобы проверить, что все несоответствия были устранены