12.05.2015

ISO 9001:2015 – обзор ключевых изменений

<

     Предстоит выход новой редакции ISO 9001:2015, что же нового нам от нее ожидать? Прежде всего необходимо знать, что структура стандарта ISO 9001 будет перестроена в соответствии с принятой в Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization) единой структурой всех ее стандартов по системам менеджмента. Она описана в нормативном документе Annex SL – это приложение к Директивам ISO, которое определяет единую структуру всех стандартов ISO на системы менеджмента, включает в себя одинаковую для всех группу из 10 обязательных параграфов, общую терминологию и определения; эти изменения касаются всех стандартов организации на системы менеджмента, не только ISO 9001. В Директивах ISO дано описание даже того, какой характер должно носить содержание установленных разделов, на волю разработчиков стандартов остались только те вопросы, которые тесно связаны со спецификой проблематики, которой посвящен стандарт. Есть цифра, что после того, как все MSS стандарты ISO (MSS – Management system standards – системы менеджмента качества) будут сверстаны по Annex SL – их содержание будет идентично на 30%.

     Пожалуй, главной новостью в связи с подготовкой к выходу новой редакции ISO 9001 стало введение в ткань стандарта целого ряда новых концепций, которые приобрели вес в научном менеджменте лишь в относительно недавнее время: риск-менеджмент, управление знаниями, управление изменениями (change management), стратегический менеджмент. Все это наряду с уже интегрированными в ISO 9001 процессным подходом, управленческим циклом PDCA и ориентацией на потребителя. Большинство специалистов считают, что введение новинок произошло не за счет «старожилов». Например, количество требований по внедрению процессного подхода в стандарте даже увеличилось и сформулированы они жестче. Положения, связанные с учетом требований потребителя были несколько переформулированы, но не в ущерб заданным еще с редакции 2000 года принципам.

     Что касается «языка стандарта», то одни специалисты считают, что язык стал более понятным, другие, напротив, полагают, что стандарт своими туманными формулировками «вышел на новую степень абстракции», которая является проблемой уже в действующей редакции.

     Основное изменение касается вопроса о возможности исключений из стандарта. Напомним, что при внедрении ISO 9001:2008 разрешается не выполнять требования некоторых положений параграфа №7, если для специфики конкретного предприятия они не имеют смысла, однако это нужно убедительно доказать аудиторам. В будущей редакции можно будет делать некоторые исключения, как из параграфа №7, так и из раздела №8. Но это не означает смягчения требований, напротив, по новым формулировкам обосновать исключение будет труднее.

     ISO 9001 становится ближе сервисным компаниям. Перед началом работы над ISO 9001:2015 в Международной организации по стандартизации проводили стандартную процедуру изучения опыта использования стандарта в предыдущие годы, делается это путем масштабного опроса представителей организаций. Одна из насущных проблем, которая представилась, таким образом, во всей красе – проблема того, что из организаций сферы услуг частенько доносятся жалобы на то, что стандарт ISO 9001 не преодолел свою промышленную природу и непонятно, как с ним работать в компаниях, где производят нематериальный товар. Услуга ведь обладает целым рядом особенностей, например, потребляется в момент производства. Разработчики, похоже решили поспособствовать решению проблемы. Если в редакции ISO 9001:2008 из положения просто оговорившись в терминах, что словом «продукция» обозначаются и «продукция» и «услуги», то в ISO 9001:2015 вновь появляется два понятия. Когда допустимо обобщение их в требованиях, то они употребляются вместе. А когда необходимо сделать адресный пункт, то речь идет либо только о продукции, либо только об услуге.

     Более подробную информацию о системах менеджмента и других предоставляемых услугах, Вы можете получить по телефонам: +7 (495) 777-54-96, 8-800-333-36-77 (бесплатный звонок со всех регионов России).

Вернуться назад
Читайте так же
Цифровизация и повышение качества - новый подход к аттестации
Цифровизация и повышение качества - новый подход к аттестации

По инициативе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Правительство Российской Федерации регламентировало подготовку и аттестацию работников ОПО, ГТС и объектов электроэнергетики и 25 октября 2019 года приняло разработанное Ростехнадзором Постановление № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам...

01.11.2019
День Рождение ГК "АЛЬФА РЕГИСТР"
День Рождение ГК

Сегодня, 25 октября 2019 года, Группе Компаний "АЛЬФА РЕГИСТР" исполняется 13 лет! 

За эти годы нам удалось заслужить доверие более 1700 клиентов и наладить долгосрочное сотрудничество со многими из них...

25.10.2019
Проект Программы национальной стандартизации
Проект Программы национальной стандартизации

27 сентября 2019 г. – Проект Программы национальной стандартизации на 2020 год (ПНС-2020) и методы повышения эффективности технических комитетов по стандартизации обсуждались на очередном заседании Совета по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Мероприятие прошло 27 сентября под председательством Руководителя Росстандарта Алексея Абрамова.

15.10.2019