Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 3
Цели предприятия в области обеспечения улучшения качества в системе сертификации СМК ISO 9001 - основной инструмент для разработки конкретных планов действий. Поэтому, формирование всех целей происходит по определенному плану, которое выполняется по принципу SMART. Использование этого правила позволяет ставить цели, которые легко контролировать, отслеживать, корректировать и как следствие - достигать в поставленный срок.
Характеристики и признаки целей в области качества
Согласно принципу SMART, цели должны иметь характеристики и быть сформулированы со следующими признаками:
- конкретика (Specific) - формулировку цели можно понять однозначно, без переиначивания смысла и без каких-дибо дополнительных объяснений;
- измеримость (Measurable) - к цели можно привязать определенный показатель и измерить ее. Например, единицей измерения цел может быть количество или проценты, сумма средств на определенном счете, другие варианты качественной оценки и так далее. Качественный показатель используют в том случае, если числовая единица измерения неприменима или нецелесообразна;
- мотивированность (Attractive) - если цель слишком простая - сотрудникам неинтересно ее достигать, ведь они не получают от этого никакого удовольствия. Если цель невероятно сложная - это может отпугнуть сотрудников. Цель должна быть сложной настолько, чтобы процесс ее достижения приносил удовлетворение по ее достижению;
- реалистичность (Realistic) - цель должна быть не только соизмерима по сложности, но и реалистична. Если цель нереальна для достижения, за нее никто не будет браться в принципе;
- временные рамки (Time framed) - для достижения цел отводят строгие временные рамки, что позволяет отслеживать ее состояние, мониторить процесс достижения и собирать статистические данные, для учета в дальнейшем планировании. Благодаря временным рамкам, достижение цели более эффективно.
Есть и дополнительные признаки для целей, которыми они должны обладать. Так, цели должны быть не только конкретными, но и гибкими. Ведь в ходе реализации цели ситуация в компании или на рынке сбыта может кардинально изменится и цель должна быть подстроена под новые условия, но оставаться такой же реальной, достижимой и полезной для компании. При планировании, необходимо предусматривать этапы переоценки цели, ее актуализации и пересмотра. Это позволит оперативно подстроить цель под текущие условия и все так же эффективно ее достичь. При внедрении системы менеджмента качества цели в области качества имеют привязку ко времени, и являются частью стратегических целей организации, тактических и оперативных. Когда система менеджмента качества находится на ранних этапах формирования, цели в области системы качества устанавливаются сроком до одного года.
Виды целей в области качества по стандарту ISO 9001
Основные цели предприятия - это улучшения в области качества менеджмента, персонала, обмена информацией, закупок и взаимодействия с поставщиками. СМК подразумевает, что структурирование целей в области качества выполняется в зависимости от размеров организации, сложности ее структур и процессов, уровня развития технологий управления. Каждая компания строит собственную структуру целей, в зависимости от своих планов и потребностей.
Обычно структурирование целей выглядит следующим образом:
- сперва ставят цели корпоративного уровня;
- цели по процессам производства и управления идут на втором месте;
- вместе с ними идет постановка целей по продукции;
- далее устанавливаются конкретные цели по подразделениям, которые должны их выполнять.
Основополагающими, исходными, является формулирование целей самой сертификации и главной рыночной цели – улучшение качества услуг и выпускаемой продукции, достижение и поддержание которого стабилизирует предприятие относительно конкурентов.
Вернуться назадРассказываем, зачем внедрять СМК в медицинских учреждения, почему это важно и как это сделать.
Разбираемся, когда и по каким причинам может иметь место подобная ситуация, и от чего вообще зависят сроки и стоимость прохождения процедуры.
Из статьи вы узнаете, влияет ли наличие сертификата на качество продукции, и почему сертификация одинаково важна для потребителя и производителя.