Требования системы менеджмента качества ИСО 9001-2015. Часть 2

<

В первой части этой статьи о новых требованиях ИСО 9001-2015 мы рассмотрели, что нового появилось в разделах стандарта - контекст организации, среда организации, область действия СМК, лидерство, политика в области качества, ответственность и полномочия. Во второй части мы завершим раскрытие новизны содержания остальных разделов.

6. Планирование СМК (требования относительно риск-ориентированности)

Риски и возможности

Система предъявляет к организации требования по управлению рисками. Риск – это вероятная (ожидаемая) проблема, соотношение вероятности реализации какого-то события и тяжести его последствий. Планирование СМК требует системного подхода и ориентации на факты. С этой целью определяется 5 заинтересованных сторон, выделяются требования каждой из них в области качества и анализируются факторы, способные оказать влияние на выполнение этих требований. Исходя из оценки рисков и возможностей, формулируется аспекты качества. Стандарт ИСО даёт доступ организации к управленческому инструментарию. В требованиях, касающихся планирования СМК, появились два новых термина «менеджмент рисков» и «менеджмент изменений».

Анализ среды, оценка рисков и возможностей

Существуют внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на выполнение требований заинтересованных сторон:

  • Внутренние факторы. Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации. В них входят: сотрудники, оборудование, методы оказания услуг, материалы, контроль/измерения, производственная среда.
  • Внешние факторы. К ним относятся: потребители, поставщики, конкуренты, законы и госорганы, социальные факторы, технологии, экономические и политические факторы.

Идентификация внешних и внутренних факторов может осуществляться следующим способом:

  • проведение мозгового штурма и систематизации его результатов;
  • обсуждение на совещании руководства;
  • проведение опроса руководства организации;
  • любым другим способом.

При идентификации внешних факторов рассматривается их влияние на качество выполнение работ. В результате анализа выявляются сильные и слабые стороны организации, определяются её риски и возможности.

7. Ресурсы (требования, относящиеся к ресурсам, необходимым для СМК)

Ресурсы, компетентность, осведомлённость, коммуникации. В рамках системы предусмотрены три вида ресурсов: персонал, инфраструктура и производственная среда. В компании необходимо установить требования к подбору и обучению персонала, прямо или косвенно связанного с теми видами продукции и услуг, которые определены в СМК. К инфраструктуре относятся здания и сооружения, производственные и административные помещения, технологическое и другое оборудование, средства связи, транспорт, поддерживающие системы, внутренние компьютерные сети. Стандарт не устанавливает требований к финансовым ресурсам, поскольку он говорит не об эффективности, а о результативности системы. Появилось новое требование, связанное с управлением базы знаний компании. Документированная информация В ИСО 9001-2015 этот термин объединяет документы и записи.

8. Функционирование (требования относительно продукции и услуг, включённых в СМК)

Жизненный цикл продукции и услуг. Требования стандарта относительно продукции и услуг достаточно обширные и включают в себя: планирование, разработку нетиповой продукции, установление и соблюдение управляемых (технологических) условий, мониторинг деятельности на разных стадиях производства, идентификацию, собственность потребителя, сохранность продукции, средства измерения.

9. Улучшения (требования по постоянному улучшению СМК)

Несоответствия и корректирующие действия. Отклонения от требований стандарта носят название несоответствия. Их необходимо классифицировать и определить причину, разработать и осуществить корректирующие действия, после чего провести проверку результативности. В стандарте исключены предупреждающие действия. Постоянное улучшение Постоянное улучшение системы является отдельным требованием стандарта, помимо корректирующих действий.

Вернуться назад
Читайте так же
Результаты успешной сертификации. Часть 2
Результаты успешной сертификации. Часть 2

В первой части этой статьи мы рассмотрели каким компаниям жизненно необходима сертификация и с какими трудностями они встретятся на первом этапе. Здесь будут изложены рекомендации по сертификации, которые позволят минимизировать эти проблемы.

Полезность сертификации с точки зрения потребителей

Пожалуй, сразу же следует объяснить, что СМК не может гарантировать клиенту...

Результаты успешной сертификации. Часть 1
Результаты успешной сертификации. Часть 1

О таких факторах, как качество и международный стандарт ISO 9001-2015 слышали и знают довольно многие. Однако такие «знания» далеко не всегда можно отнести к полезным. Специалисты разных профилей не редко делятся своим мнением, рассказывая, что система качества – это всего лишь формальность или еще хуже, выманивание денег у доверчивых руководителей, а также еще одна бесполезная «бумажка». Компаниям, которые делают свои первые шаги на сложном и довольно извилистом пути управления качеством очень важно ознакомиться не только с мнением «за» и «против», но также с мнением реалистов.

Именно поэтому главная мысль данной статьи – это не пересказ содержания стандарта. Цель статьи – это...

Применение системы менеджмента качества. Часть 2
Применение системы менеджмента качества. Часть 2

Последняя сторона – это органы, которые следят за соблюдением норм законодательства, органы по сертификации, и органы государственного управления. Благодаря им должна быть обеспечена «прозрачность» организации. При сертификации продукции или услуг могут применяться более простые схемы, при условии наличия системы менеджмента качества организации. Сертификат соответствия стандарту ISO 9001 – это гарантия эффективности функционирования системы менеджмента качества организации для всех заинтересованных сторон. Процедура проверки возможностей претендента становится проще при...