ИСО 9001:2015: отличия от предыдущих версий стандарта. Часть 2

<

В начале этой статьи мы начали раскрывать отличия ИСО 9001:2015. Здесь постараемся расширить описание этих отличий от предыдущих версий стандарта через раскрытие его важных разделов.

ИСО 9001:2015 «Лидерство»

Содержание раздела 5 претерпело значительных изменений. Формулировки, которые касаются участия высшего руководства в работе с ИСО 9001 стали намного жестче. Все эти изменения связаны с предыдущим опытом предприятий использования стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9001:2008. Ранее, вовлеченность в работу системы менеджмента качества высших руководителей компаний была крайне низка, что негативно отображалось на работе всей системы ИСО 9001 в целом. Такая перемена демонстрирует, что новая редакция стандарта уходит от частностей и принципиально сосредотачивается на общих требованиях, которые помогают получить абстрактную обобщенную модель системы менеджмента качества. Это не значит, что стандарт становится неопределенным. Стандарту не важно, как реализуется ответственность высшего руководства из ИСО 9001:2015 за общую систему качества. Например, можно назначить на должность куратора одного из топ-менеджеров или руководителя отдела.

ИСО 9001:2015 «Планирование»

В этот раздел был перенесен вопрос касательно ресурсной базы, который занимал собственный раздел в предыдущей редакции. В разделе «планирование» уделено довольно много внимания такому важному моменту, как управлению рисками. В ИСО 9001:2008 и ранних версиях ничего подобного не было.

ИСО 9001:2015 «Выпуск продукции»

В этом разделе основное внимание уделено ресурсам, которые нужны для эффективного создания на предприятии СМК. В редакции ИСО 9001:2008 этот вопрос был разнесен по всей редакции стандарта, присутствовал в различных пунктах и подпунктах всех параграфов. От такого подхода решили отказаться и теперь все вопросы сгруппированы в одном месте для лучшего понимания. Также, здесь содержится информация о проблематике управления знаниями, которые тоже отнесены в раздел ресурсов.

ИСО 9001:2015 «Рабочий процесс»

В новой редакции этот раздел тесно перекликается с пунктом 6.1, в котором указана информация о рисках и возможностях. Организация обязана планировать, внедрять и оценивать действия, которые направленны на соответствие с установленными ранее критериями. Действия документируются в той степени, в которой это необходимо для уверенности в полученном результате. Кроме того, в параграфе 8 речь идет еще и о коммуникации с потребителями, а также учете требований потребителя. Требования измерения и анализа улучшений ушли в параграф 9 в качестве одного из подпунктов.

ИСО 9001:2015 «Оценка деятельности»

В предыдущей редакции этого пункта нету, и информация приведенная в нем распределена по другим пунктам и параграфам. Такой подход не позволяет получить точные, четко сформулированные ответы по теме оценки деятельности предприятия, в связи с чем, в новой редакции для него выделили отдельный параграф. Собственно ИСО 9001:2015 не вносит ничего нового, касательно анализа СМК со стороны руководства, но удобно группирует все необходимые вопросы и ответы в одном параграфе. И самое главное — информация излагается более простым и понятным языком.

ИСО 9001:2015 «Улучшение»

Здесь изменения с предыдущей редакцией менее значительные, чем в предыдущих разделах. По сути, изменения качаются только названия параграфа, ведь в предыдущей редакции он назывался «постоянное улучшение». Слово «постоянное» упоминается только в подпункте 10.3 редакции ИСО 9001:2015. Это сделано для упрощения понимания информации, приведенной в параграфе. Ведь процесс улучшения и так подразумевает непрерывный процесс развития качества услуг и товаров.

Вернуться назад
Читайте так же
Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1
Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1

Как известно, стандарт ISO 9001 является основным стандартом, на основании которого строятся эффективные системы управления и прочие стандарты, такие как экологический менеджмент, менеджмент безопасности и охраны и так далее. Сам стандарт предписывает не только внедрение определенных инструментов для качественного управления предприятием, но и дает информацию о действенных инструментах, которые позволяют эффективно улучшать общую систему менеджмента качества на предприятии.

Существует два основных инструмента для улучшения СМК - проектный подход и цикл “планируй-выполняй-проверяй-действуй”, который также называют циклом PDCA.

Преимущества системы менеджмента качества очевидны - она позволяет...

Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 2
Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 2

Что такое выездные тренинги и их роль в сертификации системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001-2015 мы рассмотрели в Части 1 этой статьи. В завершении этой темы, нужно осветить какие следует ожидать результаты от выездных тренингов.

Какие результаты можно ожидать от выездных тренингов?

По завершению тренинга, организатор должен предоставить клиентам соответствующие сертификаты или удостоверения, подтверждающие прохождение курса и повышение уровня квалификации слушателей. Наличие таких подтверждающих документов будет играть важную роль в прохождении сертификации по стандарту ИСО 9001-2015, так как...

Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 1
Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 1

Выездные тренинги — распространенный формат обучающих мероприятий, которые проводятся с целью улучшения качества работы предприятия. Улучшение может достигаться путем обучения персонала, разъяснения определенных вопросов, консультирования руководства, повышение квалификации определенной группы специалистов.

В отличие от семинаров, которые проводятся непосредственно на предприятии, выездные тренинги проводят вне офиса или территории компании. Часто для таких мероприятий выделяют отдельные конференц-залы либо же проводят их на природе или открытых площадках (в теплое время года). Такой формат позволяет работникам отвлечься и полностью сосредоточиться на усвоении новой информации. Обычно формат выездного тренинга строиться...