ИСО 9001:2015: отличия от предыдущих версий стандарта. Часть 2

<

В начале этой статьи мы начали раскрывать отличия ИСО 9001:2015. Здесь постараемся расширить описание этих отличий от предыдущих версий стандарта через раскрытие его важных разделов.

ИСО 9001:2015 «Лидерство»

Содержание раздела 5 претерпело значительных изменений. Формулировки, которые касаются участия высшего руководства в работе с ИСО 9001 стали намного жестче. Все эти изменения связаны с предыдущим опытом предприятий использования стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9001:2008. Ранее, вовлеченность в работу системы менеджмента качества высших руководителей компаний была крайне низка, что негативно отображалось на работе всей системы ИСО 9001 в целом. Такая перемена демонстрирует, что новая редакция стандарта уходит от частностей и принципиально сосредотачивается на общих требованиях, которые помогают получить абстрактную обобщенную модель системы менеджмента качества. Это не значит, что стандарт становится неопределенным. Стандарту не важно, как реализуется ответственность высшего руководства из ИСО 9001:2015 за общую систему качества. Например, можно назначить на должность куратора одного из топ-менеджеров или руководителя отдела.

ИСО 9001:2015 «Планирование»

В этот раздел был перенесен вопрос касательно ресурсной базы, который занимал собственный раздел в предыдущей редакции. В разделе «планирование» уделено довольно много внимания такому важному моменту, как управлению рисками. В ИСО 9001:2008 и ранних версиях ничего подобного не было.

ИСО 9001:2015 «Выпуск продукции»

В этом разделе основное внимание уделено ресурсам, которые нужны для эффективного создания на предприятии СМК. В редакции ИСО 9001:2008 этот вопрос был разнесен по всей редакции стандарта, присутствовал в различных пунктах и подпунктах всех параграфов. От такого подхода решили отказаться и теперь все вопросы сгруппированы в одном месте для лучшего понимания. Также, здесь содержится информация о проблематике управления знаниями, которые тоже отнесены в раздел ресурсов.

ИСО 9001:2015 «Рабочий процесс»

В новой редакции этот раздел тесно перекликается с пунктом 6.1, в котором указана информация о рисках и возможностях. Организация обязана планировать, внедрять и оценивать действия, которые направленны на соответствие с установленными ранее критериями. Действия документируются в той степени, в которой это необходимо для уверенности в полученном результате. Кроме того, в параграфе 8 речь идет еще и о коммуникации с потребителями, а также учете требований потребителя. Требования измерения и анализа улучшений ушли в параграф 9 в качестве одного из подпунктов.

ИСО 9001:2015 «Оценка деятельности»

В предыдущей редакции этого пункта нету, и информация приведенная в нем распределена по другим пунктам и параграфам. Такой подход не позволяет получить точные, четко сформулированные ответы по теме оценки деятельности предприятия, в связи с чем, в новой редакции для него выделили отдельный параграф. Собственно ИСО 9001:2015 не вносит ничего нового, касательно анализа СМК со стороны руководства, но удобно группирует все необходимые вопросы и ответы в одном параграфе. И самое главное — информация излагается более простым и понятным языком.

ИСО 9001:2015 «Улучшение»

Здесь изменения с предыдущей редакцией менее значительные, чем в предыдущих разделах. По сути, изменения качаются только названия параграфа, ведь в предыдущей редакции он назывался «постоянное улучшение». Слово «постоянное» упоминается только в подпункте 10.3 редакции ИСО 9001:2015. Это сделано для упрощения понимания информации, приведенной в параграфе. Ведь процесс улучшения и так подразумевает непрерывный процесс развития качества услуг и товаров.

Вернуться назад
Читайте так же
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...

Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2
Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2

В Части 1 настоящей статьи мы обрисовали основные проблемы, возникающие при сертификации на предприятии системы управления качеством. В основном, это отсутствие жесткого документированного регламента и контроля за ходом сертификации, недостаточная компетентность людей, участвующих в процессе сертификации.

Решение проблемы

Решить и даже предупредить эту проблему можно просто...