ИСО 9001-2015: отличия от предыдущих версий стандарта. Часть 1

<

Пятая редакция стандарта ИСО 9001 содержит в себе несколько отличий, от редакций предыдущих версий. Если вы знакомы с редакциями ИСО 9001-2000, ИСО 9001-2008, ИСО 9001-2011 то наверняка помните, что их основные отличия лишь в изменении некоторых терминов и определениях, а вот версия ИСО 9001-2015 отличается довольно серьезно, в том числе по требованиям. Но при всем обилии изменений, сама суть модели менеджмента качества осталась прежней и претерпела лишь позитивные качественные изменения. Переход от редакции ИСО 9001-2008 к ИСО 9001-2015 пройдет легко и относительно гладко. Особенно если компания старается соблюдать все требования предыдущей редакции стандарта. Кроме того, одним из преимуществ ИСО 9001-2015 является более легкая совместимость с предыдущими версиями стандарта и особенно это касается вопроса совместимости документации.

ИСО 9001-2015 «Введение»

В новой редакции добавился подраздел 0.5, в котором раскрывается суть «мышления, основанного на учете риска». Это новая концепция, которая обрела особенную популярность со времен принятия предыдущей редакции. Дело в том, что риск-менеджмент набирает популярность и многие эксперты считают, что он должен присутствовать во всех стандартах ИСО и распространятся на все системы менеджмента. Также, во вступлении появились новые, более доступные для понимания схемы, приведенные в редакции ИСО 9001-2008. Схемы описаны более простым и понятным языком и наглядно демонстрируют связь процессного подхода с управленческим циклом и стандартом ИСО 9004. Ранее бывали случаи, когда предприятия внедряли стандарты системы менеджмента качества не разобравшись со схемами процессного подхода, что приводило к потере эффективности ИСО 9001-2008.

ИСО 9001-2015 «Область применения»

В редакции ИСО 9001-2008 была предоставлена возможность игнорировать положения параграфа 7 и успешно пройти сертификацию ИСО 9001. При таком подходе, создатели стандарта руководствовались принципом: меньше требований — проще пройти сертификацию ИСО 9001. Основная идея — дать предприятиям возможность сэкономить на услугах аудитора. Ведь чем меньше нужно проверить, тем быстрее завершится проверка. При разработке ИСО 9001-2015 была добавлена возможность делать исключения из пункта 7.1.4. и параграфа 8. Такое решение было принято на основании опроса, который проводился среди предприятий, которые пользуются стандартом ИСО 9001. Руководители опрошенных предприятий заявили, что возможность делать исключения из стандарта при его внедрении должна исчезнуть. Тем не менее, ее оставили и расширили.

ИСО 9001-2015 «Термины и определения»

В редакции ИСО 9001-2008 этот раздел объясняет лишь употребление термина «продукция» и «услуги», после чего следует ссылка на терминологические стандарты ИСО 9000. В редакции ИСО 9001:2015 развернут более подробно. В целом, этот раздел раскрывает 69 понятий управления качеством, которые важны для понимания сути стандарта. По сути, ИСО 9001-2015 перебирает часть функций, заложенных в ИСО 9000 «основные положения и словарь». Есть мнение, что развернутый раздел ИСО 9001-2015 «термины и определения» введен временно, до публикации новой редакции ИСО 9000.

ИСО 9001-2015 «Среда организации»

В стандарте ИСО 9001-2008 этот раздел называется «система менеджмента качества». В новой редакции весь раздел ужали до одного подпункта 4.4, который переименовали в «система менеджмента качества и ее процессы». Сам раздел 4 теперь посвящен концепции среды организации, в которой вся информация подается в максимально развернутом виде и четко сформулированы цели и стратегическое направление развития СМК.

Вернуться назад
Читайте так же
Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1
Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1

Как известно, стандарт ISO 9001 является основным стандартом, на основании которого строятся эффективные системы управления и прочие стандарты, такие как экологический менеджмент, менеджмент безопасности и охраны и так далее. Сам стандарт предписывает не только внедрение определенных инструментов для качественного управления предприятием, но и дает информацию о действенных инструментах, которые позволяют эффективно улучшать общую систему менеджмента качества на предприятии.

Существует два основных инструмента для улучшения СМК - проектный подход и цикл “планируй-выполняй-проверяй-действуй”, который также называют циклом PDCA.

Преимущества системы менеджмента качества очевидны - она позволяет...

Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 2
Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 2

Что такое выездные тренинги и их роль в сертификации системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001-2015 мы рассмотрели в Части 1 этой статьи. В завершении этой темы, нужно осветить какие следует ожидать результаты от выездных тренингов.

Какие результаты можно ожидать от выездных тренингов?

По завершению тренинга, организатор должен предоставить клиентам соответствующие сертификаты или удостоверения, подтверждающие прохождение курса и повышение уровня квалификации слушателей. Наличие таких подтверждающих документов будет играть важную роль в прохождении сертификации по стандарту ИСО 9001-2015, так как...

Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 1
Выездные тренинги и их роль в сертификации ИСО 9001-2015. Часть 1

Выездные тренинги — распространенный формат обучающих мероприятий, которые проводятся с целью улучшения качества работы предприятия. Улучшение может достигаться путем обучения персонала, разъяснения определенных вопросов, консультирования руководства, повышение квалификации определенной группы специалистов.

В отличие от семинаров, которые проводятся непосредственно на предприятии, выездные тренинги проводят вне офиса или территории компании. Часто для таких мероприятий выделяют отдельные конференц-залы либо же проводят их на природе или открытых площадках (в теплое время года). Такой формат позволяет работникам отвлечься и полностью сосредоточиться на усвоении новой информации. Обычно формат выездного тренинга строиться...