ИСО 9001-2015: отличия от предыдущих версий стандарта. Часть 1

<

Пятая редакция стандарта ИСО 9001 содержит в себе несколько отличий, от редакций предыдущих версий. Если вы знакомы с редакциями ИСО 9001-2000, ИСО 9001-2008, ИСО 9001-2011 то наверняка помните, что их основные отличия лишь в изменении некоторых терминов и определениях, а вот версия ИСО 9001-2015 отличается довольно серьезно, в том числе по требованиям. Но при всем обилии изменений, сама суть модели менеджмента качества осталась прежней и претерпела лишь позитивные качественные изменения. Переход от редакции ИСО 9001-2008 к ИСО 9001-2015 пройдет легко и относительно гладко. Особенно если компания старается соблюдать все требования предыдущей редакции стандарта. Кроме того, одним из преимуществ ИСО 9001-2015 является более легкая совместимость с предыдущими версиями стандарта и особенно это касается вопроса совместимости документации.

ИСО 9001-2015 «Введение»

В новой редакции добавился подраздел 0.5, в котором раскрывается суть «мышления, основанного на учете риска». Это новая концепция, которая обрела особенную популярность со времен принятия предыдущей редакции. Дело в том, что риск-менеджмент набирает популярность и многие эксперты считают, что он должен присутствовать во всех стандартах ИСО и распространятся на все системы менеджмента. Также, во вступлении появились новые, более доступные для понимания схемы, приведенные в редакции ИСО 9001-2008. Схемы описаны более простым и понятным языком и наглядно демонстрируют связь процессного подхода с управленческим циклом и стандартом ИСО 9004. Ранее бывали случаи, когда предприятия внедряли стандарты системы менеджмента качества не разобравшись со схемами процессного подхода, что приводило к потере эффективности ИСО 9001-2008.

ИСО 9001-2015 «Область применения»

В редакции ИСО 9001-2008 была предоставлена возможность игнорировать положения параграфа 7 и успешно пройти сертификацию ИСО 9001. При таком подходе, создатели стандарта руководствовались принципом: меньше требований — проще пройти сертификацию ИСО 9001. Основная идея — дать предприятиям возможность сэкономить на услугах аудитора. Ведь чем меньше нужно проверить, тем быстрее завершится проверка. При разработке ИСО 9001-2015 была добавлена возможность делать исключения из пункта 7.1.4. и параграфа 8. Такое решение было принято на основании опроса, который проводился среди предприятий, которые пользуются стандартом ИСО 9001. Руководители опрошенных предприятий заявили, что возможность делать исключения из стандарта при его внедрении должна исчезнуть. Тем не менее, ее оставили и расширили.

ИСО 9001-2015 «Термины и определения»

В редакции ИСО 9001-2008 этот раздел объясняет лишь употребление термина «продукция» и «услуги», после чего следует ссылка на терминологические стандарты ИСО 9000. В редакции ИСО 9001:2015 развернут более подробно. В целом, этот раздел раскрывает 69 понятий управления качеством, которые важны для понимания сути стандарта. По сути, ИСО 9001-2015 перебирает часть функций, заложенных в ИСО 9000 «основные положения и словарь». Есть мнение, что развернутый раздел ИСО 9001-2015 «термины и определения» введен временно, до публикации новой редакции ИСО 9000.

ИСО 9001-2015 «Среда организации»

В стандарте ИСО 9001-2008 этот раздел называется «система менеджмента качества». В новой редакции весь раздел ужали до одного подпункта 4.4, который переименовали в «система менеджмента качества и ее процессы». Сам раздел 4 теперь посвящен концепции среды организации, в которой вся информация подается в максимально развернутом виде и четко сформулированы цели и стратегическое направление развития СМК.

Вернуться назад
Читайте так же
Результаты успешной сертификации. Часть 2
Результаты успешной сертификации. Часть 2

В первой части этой статьи мы рассмотрели каким компаниям жизненно необходима сертификация и с какими трудностями они встретятся на первом этапе. Здесь будут изложены рекомендации по сертификации, которые позволят минимизировать эти проблемы.

Полезность сертификации с точки зрения потребителей

Пожалуй, сразу же следует объяснить, что СМК не может гарантировать клиенту...

Результаты успешной сертификации. Часть 1
Результаты успешной сертификации. Часть 1

О таких факторах, как качество и международный стандарт ISO 9001-2015 слышали и знают довольно многие. Однако такие «знания» далеко не всегда можно отнести к полезным. Специалисты разных профилей не редко делятся своим мнением, рассказывая, что система качества – это всего лишь формальность или еще хуже, выманивание денег у доверчивых руководителей, а также еще одна бесполезная «бумажка». Компаниям, которые делают свои первые шаги на сложном и довольно извилистом пути управления качеством очень важно ознакомиться не только с мнением «за» и «против», но также с мнением реалистов.

Именно поэтому главная мысль данной статьи – это не пересказ содержания стандарта. Цель статьи – это...

Применение системы менеджмента качества. Часть 2
Применение системы менеджмента качества. Часть 2

Последняя сторона – это органы, которые следят за соблюдением норм законодательства, органы по сертификации, и органы государственного управления. Благодаря им должна быть обеспечена «прозрачность» организации. При сертификации продукции или услуг могут применяться более простые схемы, при условии наличия системы менеджмента качества организации. Сертификат соответствия стандарту ISO 9001 – это гарантия эффективности функционирования системы менеджмента качества организации для всех заинтересованных сторон. Процедура проверки возможностей претендента становится проще при...