ИСО 9001-2015: отличия от предыдущих версий стандарта. Часть 1

<

Пятая редакция стандарта ИСО 9001 содержит в себе несколько отличий, от редакций предыдущих версий. Если вы знакомы с редакциями ИСО 9001-2000, ИСО 9001-2008, ИСО 9001-2011 то наверняка помните, что их основные отличия лишь в изменении некоторых терминов и определениях, а вот версия ИСО 9001-2015 отличается довольно серьезно, в том числе по требованиям. Но при всем обилии изменений, сама суть модели менеджмента качества осталась прежней и претерпела лишь позитивные качественные изменения. Переход от редакции ИСО 9001-2008 к ИСО 9001-2015 пройдет легко и относительно гладко. Особенно если компания старается соблюдать все требования предыдущей редакции стандарта. Кроме того, одним из преимуществ ИСО 9001-2015 является более легкая совместимость с предыдущими версиями стандарта и особенно это касается вопроса совместимости документации.

ИСО 9001-2015 «Введение»

В новой редакции добавился подраздел 0.5, в котором раскрывается суть «мышления, основанного на учете риска». Это новая концепция, которая обрела особенную популярность со времен принятия предыдущей редакции. Дело в том, что риск-менеджмент набирает популярность и многие эксперты считают, что он должен присутствовать во всех стандартах ИСО и распространятся на все системы менеджмента. Также, во вступлении появились новые, более доступные для понимания схемы, приведенные в редакции ИСО 9001-2008. Схемы описаны более простым и понятным языком и наглядно демонстрируют связь процессного подхода с управленческим циклом и стандартом ИСО 9004. Ранее бывали случаи, когда предприятия внедряли стандарты системы менеджмента качества не разобравшись со схемами процессного подхода, что приводило к потере эффективности ИСО 9001-2008.

ИСО 9001-2015 «Область применения»

В редакции ИСО 9001-2008 была предоставлена возможность игнорировать положения параграфа 7 и успешно пройти сертификацию ИСО 9001. При таком подходе, создатели стандарта руководствовались принципом: меньше требований — проще пройти сертификацию ИСО 9001. Основная идея — дать предприятиям возможность сэкономить на услугах аудитора. Ведь чем меньше нужно проверить, тем быстрее завершится проверка. При разработке ИСО 9001-2015 была добавлена возможность делать исключения из пункта 7.1.4. и параграфа 8. Такое решение было принято на основании опроса, который проводился среди предприятий, которые пользуются стандартом ИСО 9001. Руководители опрошенных предприятий заявили, что возможность делать исключения из стандарта при его внедрении должна исчезнуть. Тем не менее, ее оставили и расширили.

ИСО 9001-2015 «Термины и определения»

В редакции ИСО 9001-2008 этот раздел объясняет лишь употребление термина «продукция» и «услуги», после чего следует ссылка на терминологические стандарты ИСО 9000. В редакции ИСО 9001:2015 развернут более подробно. В целом, этот раздел раскрывает 69 понятий управления качеством, которые важны для понимания сути стандарта. По сути, ИСО 9001-2015 перебирает часть функций, заложенных в ИСО 9000 «основные положения и словарь». Есть мнение, что развернутый раздел ИСО 9001-2015 «термины и определения» введен временно, до публикации новой редакции ИСО 9000.

ИСО 9001-2015 «Среда организации»

В стандарте ИСО 9001-2008 этот раздел называется «система менеджмента качества». В новой редакции весь раздел ужали до одного подпункта 4.4, который переименовали в «система менеджмента качества и ее процессы». Сам раздел 4 теперь посвящен концепции среды организации, в которой вся информация подается в максимально развернутом виде и четко сформулированы цели и стратегическое направление развития СМК.

Вернуться назад
Читайте так же
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...

Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2
Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2

В Части 1 настоящей статьи мы обрисовали основные проблемы, возникающие при сертификации на предприятии системы управления качеством. В основном, это отсутствие жесткого документированного регламента и контроля за ходом сертификации, недостаточная компетентность людей, участвующих в процессе сертификации.

Решение проблемы

Решить и даже предупредить эту проблему можно просто...