Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1

Как известно, стандарт ISO 9001 является основным стандартом, на основании которого строятся эффективные системы управления и прочие стандарты, такие как экологический менеджмент, менеджмент безопасности и охраны и так далее. Сам стандарт предписывает не только внедрение определенных инструментов для качественного управления предприятием, но и дает информацию о действенных инструментах, которые позволяют эффективно улучшать общую систему менеджмента качества на предприятии.
Существует два основных инструмента для улучшения СМК - проектный подход и цикл “планируй-выполняй-проверяй-действуй”, который также называют циклом PDCA.
Преимущества системы менеджмента качества очевидны - она позволяет значительно улучшить качество производимого продукта или предоставляемых услуг, в реальном времени отслеживать состояние качества производства, предотвращать появление брака, эффективно управлять персоналом. Компании, который ввели у себя СМК и имеют сертификат, значительно выше в рейтинге, нежели компании, которые до сих пор этого не сделали.
Система менеджмента качества как проект
Обычно принято рассматривать создание системы менеджмента качества как некий проект. Такое отношение оправдано и при разработке проектов по улучшению рабочих процессов и при внедрении СМК. Процесс подготовки проекта состоит из следующих этапов:
- из сотрудников и руководства собирается рабочая группа для разработки проекта СМК;
- основная задача группы на этом этапе - создание детального и поэтапного плана внедрения СМК на предприятии, либо же запуск мер по улучшению СМК;
- планируется обучение персонала компании и их обязательное сертифицирование. В случае улучшения действующей СМК происходит повышение квалификации путем тренингов. Часто такие тренинги проводятся лишь для руководящего состава;
- перед внедрением или улучшением СМК всегда проводится аудит компании и разрабатываются (или проверяются) планы документирования всего процесса аудита и деятельности компании;
- при внедрении, после аудита, компания проходит обязательную сертификацию.После кардинального улучшения СМК компания также может обновить свой сертификат.
Всем процессом внедрения и улучшения системы занимается рабочая группа, которая набиралась для ведения проекта. В рабочей группе обязательно должны быть представители компании исполнителя внедрения СМК, представители аудиторской компании и рабочая группа самого предприятия, где будет проводится работа с СМК.
Планирование в системе менеджмента качества
Планирование в системе СМК - постоянный поиск новых решений и подходов к внедрению новейших возможностей для принятия важных решений. Планирование позволяет прогнозировать результаты большинства решений в определенных условиях, что позволяет значительно улучшить как качество выпускаемой продукции, так и условия работы сотрудников и их материальное обеспечение.
Планирование в СМК начинается с:
- определения целей организации;
- определения потребностей и ожидания потребителей, а также прочих заинтересованных сторон;
- оценки действующих регламентных и законодательных норм, в рамках которых работает компания;
- оценки характеристик продуктов и процессов, которые являются основополагающими для их выпуска;
- оценки предыдущего опыта планирования и улучшения СМК, если таковой был.
- оценки существующих рисков, которые могут помешать внедрению запланированных мероприятий, а также способы их минимизации. На основе результатов первого этапа планирования строятся другие процессы для улучшения СМК, которые основываются на улучшении качества продукции, увеличении ее жизненного цикла и качества поддержки:
- собирается информация о необходимых и недостающих для компании знаниях и навыках;
- учитывается информация об ответственности и полномочиях для осуществления планов по улучшению процессов;
- идет подсчет необходимых ресурсов, которые включают в себя как материальную базу, так и финансы и инфраструктуру;
- происходит планирование оценочных матриц для достижения улучшения деятельности организации, учитываются потребности для улучшения, а также доступные средства и методы;
- устанавливаются потребности в документообороте и документировании.

Подтверждать соответствие продукции установленным стандартам РФ и технических регламентов Евразийского союза вправе только организация с допуском уполномоченного ведомства — Росаккредитации. Процедура включает оценку характеристик товаров, работ или услуг на безопасность и качество. По итогам заявителям выдается официальный документ. ГК «АЛЬФА РЕГИСТР» — это аккредитованный орган по сертификации, с которым предпочитают сотрудничать многие представители бизнеса.

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...