Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1

<

Как известно, стандарт ISO 9001 является основным стандартом, на основании которого строятся эффективные системы управления и прочие стандарты, такие как экологический менеджмент, менеджмент безопасности и охраны и так далее. Сам стандарт предписывает не только внедрение определенных инструментов для качественного управления предприятием, но и дает информацию о действенных инструментах, которые позволяют эффективно улучшать общую систему менеджмента качества на предприятии.

Существует два основных инструмента для улучшения СМК - проектный подход и цикл “планируй-выполняй-проверяй-действуй”, который также называют циклом PDCA.

Преимущества системы менеджмента качества очевидны - она позволяет значительно улучшить качество производимого продукта или предоставляемых услуг, в реальном времени отслеживать состояние качества производства, предотвращать появление брака, эффективно управлять персоналом. Компании, который ввели у себя СМК и имеют сертификат, значительно выше в рейтинге, нежели компании, которые до сих пор этого не сделали.

Система менеджмента качества как проект

Обычно принято рассматривать создание системы менеджмента качества как некий проект. Такое отношение оправдано и при разработке проектов по улучшению рабочих процессов и при внедрении СМК. Процесс подготовки проекта состоит из следующих этапов:

  • из сотрудников и руководства собирается рабочая группа для разработки проекта СМК;
  • основная задача группы на этом этапе - создание детального и поэтапного плана внедрения СМК на предприятии, либо же запуск мер по улучшению СМК;
  • планируется обучение персонала компании и их обязательное сертифицирование. В случае улучшения действующей СМК происходит повышение квалификации путем тренингов. Часто такие тренинги проводятся лишь для руководящего состава;
  • перед внедрением или улучшением СМК всегда проводится аудит компании и разрабатываются (или проверяются) планы документирования всего процесса аудита и деятельности компании;
  • при внедрении, после аудита, компания проходит обязательную сертификацию.После кардинального улучшения СМК компания также может обновить свой сертификат.

Всем процессом внедрения и улучшения системы занимается рабочая группа, которая набиралась для ведения проекта. В рабочей группе обязательно должны быть представители компании исполнителя внедрения СМК, представители аудиторской компании и рабочая группа самого предприятия, где будет проводится работа с СМК.

Планирование в системе менеджмента качества

Планирование в системе СМК - постоянный поиск новых решений и подходов к внедрению новейших возможностей для принятия важных решений. Планирование позволяет прогнозировать результаты большинства решений в определенных условиях, что позволяет значительно улучшить как качество выпускаемой продукции, так и условия работы сотрудников и их материальное обеспечение.

Планирование в СМК начинается с:

  • определения целей организации;
  • определения потребностей и ожидания потребителей, а также прочих заинтересованных сторон;
  • оценки действующих регламентных и законодательных норм, в рамках которых работает компания;
  • оценки характеристик продуктов и процессов, которые являются основополагающими для их выпуска;
  • оценки предыдущего опыта планирования и улучшения СМК, если таковой был.
  • оценки существующих рисков, которые могут помешать внедрению запланированных мероприятий, а также способы их минимизации. На основе результатов первого этапа планирования строятся другие процессы для улучшения СМК, которые основываются на улучшении качества продукции, увеличении ее жизненного цикла и качества поддержки:
  • собирается информация о необходимых и недостающих для компании знаниях и навыках;
  • учитывается информация об ответственности и полномочиях для осуществления планов по улучшению процессов;
  • идет подсчет необходимых ресурсов, которые включают в себя как материальную базу, так и финансы и инфраструктуру;
  • происходит планирование оценочных матриц для достижения улучшения деятельности организации, учитываются потребности для улучшения, а также доступные средства и методы;
  • устанавливаются потребности в документообороте и документировании.
Вернуться назад
Читайте так же
Сертификация в России. Часть 4
Сертификация в России. Часть 4

В Части 1, а так же в Части 2 и Части 3 настоящей статьи мы рассмотрели основной опыт и проблемы системы сертификации в России. В завершении обращаем внимание на роль квалификации экспертов и правильный выбор органа сертификации.

Квалификация экспертов

Имеет огромное значение в сертификации СМК и квалификация специалистов. На сегодняшний день...

Сертификация в России. Часть 3
Сертификация в России. Часть 3

В Части 1 и Части 2 этой статьи мы рассмотрели как организована сертификация в России, ее особенности, недостатки проведения и какие пути решения проблем существуют. Было обращено внимание на роль квалификации кадров, занимающихся сертификацией, на предприятиях. В Части 3 этой статьи мы хотим рассмотреть роль квалификации работников...

Сертификация в России. Часть 2
Сертификация в России. Часть 2

В первой части этой статьи мы рассмотрели основные проблемы и особенности в сертификации системы менеджмента качества и продукции в России, а так же пути решения проблемы. Одной из таких проблем является квалификация кадров в сфере сертификации.

Проблема квалификации

Отдельно стоит поговорить о квалификации тех, кто причастен к сертификации. К сожалению, у работников отсутствует должная...