Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1

<

Как известно, стандарт ISO 9001 является основным стандартом, на основании которого строятся эффективные системы управления и прочие стандарты, такие как экологический менеджмент, менеджмент безопасности и охраны и так далее. Сам стандарт предписывает не только внедрение определенных инструментов для качественного управления предприятием, но и дает информацию о действенных инструментах, которые позволяют эффективно улучшать общую систему менеджмента качества на предприятии.

Существует два основных инструмента для улучшения СМК - проектный подход и цикл “планируй-выполняй-проверяй-действуй”, который также называют циклом PDCA.

Преимущества системы менеджмента качества очевидны - она позволяет значительно улучшить качество производимого продукта или предоставляемых услуг, в реальном времени отслеживать состояние качества производства, предотвращать появление брака, эффективно управлять персоналом. Компании, который ввели у себя СМК и имеют сертификат, значительно выше в рейтинге, нежели компании, которые до сих пор этого не сделали.

Система менеджмента качества как проект

Обычно принято рассматривать создание системы менеджмента качества как некий проект. Такое отношение оправдано и при разработке проектов по улучшению рабочих процессов и при внедрении СМК. Процесс подготовки проекта состоит из следующих этапов:

  • из сотрудников и руководства собирается рабочая группа для разработки проекта СМК;
  • основная задача группы на этом этапе - создание детального и поэтапного плана внедрения СМК на предприятии, либо же запуск мер по улучшению СМК;
  • планируется обучение персонала компании и их обязательное сертифицирование. В случае улучшения действующей СМК происходит повышение квалификации путем тренингов. Часто такие тренинги проводятся лишь для руководящего состава;
  • перед внедрением или улучшением СМК всегда проводится аудит компании и разрабатываются (или проверяются) планы документирования всего процесса аудита и деятельности компании;
  • при внедрении, после аудита, компания проходит обязательную сертификацию.После кардинального улучшения СМК компания также может обновить свой сертификат.

Всем процессом внедрения и улучшения системы занимается рабочая группа, которая набиралась для ведения проекта. В рабочей группе обязательно должны быть представители компании исполнителя внедрения СМК, представители аудиторской компании и рабочая группа самого предприятия, где будет проводится работа с СМК.

Планирование в системе менеджмента качества

Планирование в системе СМК - постоянный поиск новых решений и подходов к внедрению новейших возможностей для принятия важных решений. Планирование позволяет прогнозировать результаты большинства решений в определенных условиях, что позволяет значительно улучшить как качество выпускаемой продукции, так и условия работы сотрудников и их материальное обеспечение.

Планирование в СМК начинается с:

  • определения целей организации;
  • определения потребностей и ожидания потребителей, а также прочих заинтересованных сторон;
  • оценки действующих регламентных и законодательных норм, в рамках которых работает компания;
  • оценки характеристик продуктов и процессов, которые являются основополагающими для их выпуска;
  • оценки предыдущего опыта планирования и улучшения СМК, если таковой был.
  • оценки существующих рисков, которые могут помешать внедрению запланированных мероприятий, а также способы их минимизации. На основе результатов первого этапа планирования строятся другие процессы для улучшения СМК, которые основываются на улучшении качества продукции, увеличении ее жизненного цикла и качества поддержки:
  • собирается информация о необходимых и недостающих для компании знаниях и навыках;
  • учитывается информация об ответственности и полномочиях для осуществления планов по улучшению процессов;
  • идет подсчет необходимых ресурсов, которые включают в себя как материальную базу, так и финансы и инфраструктуру;
  • происходит планирование оценочных матриц для достижения улучшения деятельности организации, учитываются потребности для улучшения, а также доступные средства и методы;
  • устанавливаются потребности в документообороте и документировании.
Вернуться назад
Читайте так же
Сертификация в Москве: экспертное сопровождение клиентов
Сертификация в Москве: экспертное сопровождение клиентов

Современный мир очень динамичен. Изменения в деловой среде происходят с космической скоростью, поэтому для того, чтобы бизнес не только оставался на плаву, но и развивался, необходимо владеть самой актуальной информацией и соответствовать требованиям времени. Вот уже более 12 лет группа наших компаний «Альфа Регистр», неустанно трудится ради процветания и безопасности вашего бизнеса. Основными направлениями нашей деятельности являются...

Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 4
Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 4

Цели в области качества корпоративного уровня

Такие цели являются составляющими для стратегических целей компании. Политика и цели корпоративного уровня должны детализировать все остальные типы целей, которые находятся ниже их по главенству. Для измерения таких целей, как правило используют качественные показатели и могут не привязываться к конкретным единицам измерения. Часто, постановка таких целей производится на основании технологии BSC (сбалансированной системы показателей)

Если же структура организации довольно простая, внедрение сложной системы постановки целей нецелесообразно и лучше...

Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 3
Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 3

Цели предприятия в области обеспечения улучшения качества в системе сертификации СМК ISO 9001 - основной инструмент для разработки конкретных планов действий. Поэтому, формирование всех целей происходит по определенному плану, которое выполняется по принципу SMART. Использование этого правила позволяет ставить цели, которые легко контролировать, отслеживать, корректировать и как следствие - достигать в поставленный срок.

Характеристики и признаки целей в области качества

Согласно принципу SMART, цели должны иметь...