Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 1

<

Как известно, стандарт ISO 9001 является основным стандартом, на основании которого строятся эффективные системы управления и прочие стандарты, такие как экологический менеджмент, менеджмент безопасности и охраны и так далее. Сам стандарт предписывает не только внедрение определенных инструментов для качественного управления предприятием, но и дает информацию о действенных инструментах, которые позволяют эффективно улучшать общую систему менеджмента качества на предприятии.

Существует два основных инструмента для улучшения СМК - проектный подход и цикл “планируй-выполняй-проверяй-действуй”, который также называют циклом PDCA.

Преимущества системы менеджмента качества очевидны - она позволяет значительно улучшить качество производимого продукта или предоставляемых услуг, в реальном времени отслеживать состояние качества производства, предотвращать появление брака, эффективно управлять персоналом. Компании, который ввели у себя СМК и имеют сертификат, значительно выше в рейтинге, нежели компании, которые до сих пор этого не сделали.

Система менеджмента качества как проект

Обычно принято рассматривать создание системы менеджмента качества как некий проект. Такое отношение оправдано и при разработке проектов по улучшению рабочих процессов и при внедрении СМК. Процесс подготовки проекта состоит из следующих этапов:

  • из сотрудников и руководства собирается рабочая группа для разработки проекта СМК;
  • основная задача группы на этом этапе - создание детального и поэтапного плана внедрения СМК на предприятии, либо же запуск мер по улучшению СМК;
  • планируется обучение персонала компании и их обязательное сертифицирование. В случае улучшения действующей СМК происходит повышение квалификации путем тренингов. Часто такие тренинги проводятся лишь для руководящего состава;
  • перед внедрением или улучшением СМК всегда проводится аудит компании и разрабатываются (или проверяются) планы документирования всего процесса аудита и деятельности компании;
  • при внедрении, после аудита, компания проходит обязательную сертификацию.После кардинального улучшения СМК компания также может обновить свой сертификат.

Всем процессом внедрения и улучшения системы занимается рабочая группа, которая набиралась для ведения проекта. В рабочей группе обязательно должны быть представители компании исполнителя внедрения СМК, представители аудиторской компании и рабочая группа самого предприятия, где будет проводится работа с СМК.

Планирование в системе менеджмента качества

Планирование в системе СМК - постоянный поиск новых решений и подходов к внедрению новейших возможностей для принятия важных решений. Планирование позволяет прогнозировать результаты большинства решений в определенных условиях, что позволяет значительно улучшить как качество выпускаемой продукции, так и условия работы сотрудников и их материальное обеспечение.

Планирование в СМК начинается с:

  • определения целей организации;
  • определения потребностей и ожидания потребителей, а также прочих заинтересованных сторон;
  • оценки действующих регламентных и законодательных норм, в рамках которых работает компания;
  • оценки характеристик продуктов и процессов, которые являются основополагающими для их выпуска;
  • оценки предыдущего опыта планирования и улучшения СМК, если таковой был.
  • оценки существующих рисков, которые могут помешать внедрению запланированных мероприятий, а также способы их минимизации. На основе результатов первого этапа планирования строятся другие процессы для улучшения СМК, которые основываются на улучшении качества продукции, увеличении ее жизненного цикла и качества поддержки:
  • собирается информация о необходимых и недостающих для компании знаниях и навыках;
  • учитывается информация об ответственности и полномочиях для осуществления планов по улучшению процессов;
  • идет подсчет необходимых ресурсов, которые включают в себя как материальную базу, так и финансы и инфраструктуру;
  • происходит планирование оценочных матриц для достижения улучшения деятельности организации, учитываются потребности для улучшения, а также доступные средства и методы;
  • устанавливаются потребности в документообороте и документировании.
Вернуться назад
Читайте так же
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...

Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2
Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2

В Части 1 настоящей статьи мы обрисовали основные проблемы, возникающие при сертификации на предприятии системы управления качеством. В основном, это отсутствие жесткого документированного регламента и контроля за ходом сертификации, недостаточная компетентность людей, участвующих в процессе сертификации.

Решение проблемы

Решить и даже предупредить эту проблему можно просто...