Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 2

<

В первой части настоящей статьи мы рассмотрели систему менеджмента качества как проект и планирование при ее реализации. В продолжении статьи раскроем роль документирования, управления процессами СМК, цикла PDCA.

Документирование системы менеджмента качества

Согласно требованиям стандарта ISO 9001, документирование в СМК, описанное тут и здесь, производится максимально тщательно и подробно. Это необходимо для обеспечения прозрачности СМК и возможности дальнейшего выявления слабых мест, их быстрого устранения и улучшения СМК. Также это важно и для проведения будущих аудитов, что даст возможность продлить действие сертификата. Без подробной и прозрачной системы документирования, успешное и быстрое прохождение аудита невозможно. Также затрудняется и планирование мероприятий по улучшению как СМК, так и продукции в целом.

Разработка и внедрение системы документирование начинается со следующих этапов:

  • разработки общей схемы документирования СМК;
  • разработки самих форм документов, согласно стандарту ISO 9004-1, формируются системы взаимосвязи для документов, зависимости от общего к частному;
  • формирования дополнительных пакетов документов сверх нормы (если требуются);
  • регламентирования общего документооборота предприятия. 

Управление процессами системы менеджмента качества

Каждый из процессов СМК имеет свою собственную модель управления, однако есть общие черты:

  • для исполнения всех процессов, будь то внедрение или улучшение СМК, создается специальная группа, в задачи которой входит осуществление ранее запланированных мероприятий;
  • каждый процесс имеет собственный план внедрения и реализации, которому он должен следовать;
  • все процессы документируются и фиксируются на каждом этапе внедрения и выполнения. Как бы странно не звучало, но контроль над выполнением процессов тоже является процессом, который имеет похожий типовой подход. Упрощенный процесс контроля выглядит следующим образом:
  • создание рабочей группы, которая будет осуществлять управление процессами;
  • планирование мероприятий по контролю внедрения новых процессов СМК;
  • документирование выполнения процессов СМК;
  • анализ полученной информации и корректировки изначального плана процессов или отдельных пунктов.

Цикл PDCA в системе СМК

Цикл PDCA является основополагающим принципов реализации как процесса управления, так и внедрения или улучшения новых процессов в СМК компании. Появление цикла PDCA обусловлено стремлением улучшить каждый процесс управления в системе менеджмента качества.

Весь процесс PDCA состоит из следующих пунктов:

  • Планирование - на этом этапе производится установление цели системы, определение основных процессов и путей их реализации, а также подсчет доступных и необходимых для реализации ресурсов;
  • Выполнение - внедрение запланированного с сопутствующим документированием всего процесса;
  • Проверка - мониторинг и анализ реализации процесса, полученных и потраченных ресурсов, прогнозирование будущих выгод или убытков и поиск минимизации рисков;

Действие - улучшение или внедрение процессов СМК согласно всем предыдущим пунктам. Этот цикл и его выполнение позволяют сделать СМК и реализацию новых процессов более гибкими и естественно успешными.

Вернуться назад
Читайте так же
Сертификация в Москве: экспертное сопровождение клиентов
Сертификация в Москве: экспертное сопровождение клиентов

Современный мир очень динамичен. Изменения в деловой среде происходят с космической скоростью, поэтому для того, чтобы бизнес не только оставался на плаву, но и развивался, необходимо владеть самой актуальной информацией и соответствовать требованиям времени. Вот уже более 12 лет группа наших компаний «Альфа Регистр», неустанно трудится ради процветания и безопасности вашего бизнеса. Основными направлениями нашей деятельности являются...

Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 4
Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 4

Цели в области качества корпоративного уровня

Такие цели являются составляющими для стратегических целей компании. Политика и цели корпоративного уровня должны детализировать все остальные типы целей, которые находятся ниже их по главенству. Для измерения таких целей, как правило используют качественные показатели и могут не привязываться к конкретным единицам измерения. Часто, постановка таких целей производится на основании технологии BSC (сбалансированной системы показателей)

Если же структура организации довольно простая, внедрение сложной системы постановки целей нецелесообразно и лучше...

Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 3
Цели в области качества как требование ISO 9001. Часть 3

Цели предприятия в области обеспечения улучшения качества в системе сертификации СМК ISO 9001 - основной инструмент для разработки конкретных планов действий. Поэтому, формирование всех целей происходит по определенному плану, которое выполняется по принципу SMART. Использование этого правила позволяет ставить цели, которые легко контролировать, отслеживать, корректировать и как следствие - достигать в поставленный срок.

Характеристики и признаки целей в области качества

Согласно принципу SMART, цели должны иметь...