Инструменты построения системы менеджмента качества. Часть 2

<

В первой части настоящей статьи мы рассмотрели систему менеджмента качества как проект и планирование при ее реализации. В продолжении статьи раскроем роль документирования, управления процессами СМК, цикла PDCA.

Документирование системы менеджмента качества

Согласно требованиям стандарта ISO 9001, документирование в СМК, описанное тут и здесь, производится максимально тщательно и подробно. Это необходимо для обеспечения прозрачности СМК и возможности дальнейшего выявления слабых мест, их быстрого устранения и улучшения СМК. Также это важно и для проведения будущих аудитов, что даст возможность продлить действие сертификата. Без подробной и прозрачной системы документирования, успешное и быстрое прохождение аудита невозможно. Также затрудняется и планирование мероприятий по улучшению как СМК, так и продукции в целом.

Разработка и внедрение системы документирование начинается со следующих этапов:

  • разработки общей схемы документирования СМК;
  • разработки самих форм документов, согласно стандарту ISO 9004-1, формируются системы взаимосвязи для документов, зависимости от общего к частному;
  • формирования дополнительных пакетов документов сверх нормы (если требуются);
  • регламентирования общего документооборота предприятия. 

Управление процессами системы менеджмента качества

Каждый из процессов СМК имеет свою собственную модель управления, однако есть общие черты:

  • для исполнения всех процессов, будь то внедрение или улучшение СМК, создается специальная группа, в задачи которой входит осуществление ранее запланированных мероприятий;
  • каждый процесс имеет собственный план внедрения и реализации, которому он должен следовать;
  • все процессы документируются и фиксируются на каждом этапе внедрения и выполнения. Как бы странно не звучало, но контроль над выполнением процессов тоже является процессом, который имеет похожий типовой подход. Упрощенный процесс контроля выглядит следующим образом:
  • создание рабочей группы, которая будет осуществлять управление процессами;
  • планирование мероприятий по контролю внедрения новых процессов СМК;
  • документирование выполнения процессов СМК;
  • анализ полученной информации и корректировки изначального плана процессов или отдельных пунктов.

Цикл PDCA в системе СМК

Цикл PDCA является основополагающим принципов реализации как процесса управления, так и внедрения или улучшения новых процессов в СМК компании. Появление цикла PDCA обусловлено стремлением улучшить каждый процесс управления в системе менеджмента качества.

Весь процесс PDCA состоит из следующих пунктов:

  • Планирование - на этом этапе производится установление цели системы, определение основных процессов и путей их реализации, а также подсчет доступных и необходимых для реализации ресурсов;
  • Выполнение - внедрение запланированного с сопутствующим документированием всего процесса;
  • Проверка - мониторинг и анализ реализации процесса, полученных и потраченных ресурсов, прогнозирование будущих выгод или убытков и поиск минимизации рисков;

Действие - улучшение или внедрение процессов СМК согласно всем предыдущим пунктам. Этот цикл и его выполнение позволяют сделать СМК и реализацию новых процессов более гибкими и естественно успешными.

Вернуться назад
Читайте так же
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...

Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2
Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2

В Части 1 настоящей статьи мы обрисовали основные проблемы, возникающие при сертификации на предприятии системы управления качеством. В основном, это отсутствие жесткого документированного регламента и контроля за ходом сертификации, недостаточная компетентность людей, участвующих в процессе сертификации.

Решение проблемы

Решить и даже предупредить эту проблему можно просто...