Применение системы менеджмента качества. Часть 1
Система менеджмента качества – это комплекс, в который входит организационная структура, ресурсы, методики и деятельность компании для достижения задач в области качества. Требования к структуре процессов и содержанию процедур системы менеджмента качества установлены международным стандартом ISO 9001.
Этот международный стандарт действует с 15 декабря 2000 года, а с 2015 года он заменил действующий на то время пакет стандартов. Их количество объясняется тем, что эти стандарты создавались независимо от специфики промышленности, а на практике потребовалась разработка рекомендаций, которые уточнили их применение в деятельности.
В настоящий период система менеджмента качества может проходить сертификацию на соответствие любому из входящих в семейство стандартов на выбор заказчика услуг. В семейство стандартов ISO 9000 входят еще некоторые стандарты методического характера, которые не предназначены для сертификационной проверки. Стоит рассмотреть все стороны, которые заинтересованы во внедрении СМК и суть их интереса.
Первая сторона – это руководство организации. Абсолютно все сотрудники, которые имеют отношение к обеспечению качества, наделены определенными функциональными обязанностями и полномочиями. Между руководством распределена ответственность и определены правила регистрации записей о проведенных работах и о возможных проблемах, касающихся качества. Также определены правила предоставления информации и качестве для анализа руководству, и установлена процедура анализа проблем, касающихся качества. Установлена процедура принятия решений о корректирующих действиях и проверки эффективности этих действий. Кроме того, должна быть обеспечена методическая база для работ по улучшению и контролю качества и совершенствованию системы управления, а также методическая база для проведения процедур учета и оптимизации затрат, которые связаны с качеством продукции.
Вторая сторона – персонал организации. У каждого сотрудника есть определенные полномочия по управлению качеством процессов и по действию при выявлении каких-либо отклонений. Руководство несет ответственность за обеспечение условий для качественной работы персонала организации. Им должно быть обеспечено сохранение рабочих мест и непрерывное развитие работников.
Третья сторона – это владельцы, акционеры и инвесторы организации. Программа улучшения качества содержит цели, достигнув которые, можно стабилизировать позицию организации на рынке. Также установлены процедуры анализа возможностей улучшения качества и управляемости организации. Деятельность высшего руководства в обязательном порядке документируется, а все принимаемые решения основываются на фактах и анализе эффективности управленческих решений. Внутренний аудит качества должен предоставлять актуальные и объективные данные, касающиеся проблем организации.
Четвертая сторона – потребитель услуг или продукции организации. Должна быть обеспечена уверенность в выполнении обязательств, предусмотренных контрактом. Это можно достичь следующим образом:
- Необходимо обязательное наличие анализа заявки на контракт до его заключения. Процесс осуждения возможности выполнения требований заказчика протоколируется.
- Необходимо наличие планирования работ по обеспечению качественного исполнения условий контракта. Заказчик имеет право получить план качества.
- Должны быть установлены требования к субподрядчикам организации, и проведена проверка их возможностей до заключения договора и контракта.
- Заказчик имеет право ознакомиться с руководством по качеству организации.
- Заказчик имеет возможность получить внешний аудит качества.
Рассказываем, зачем внедрять СМК в медицинских учреждения, почему это важно и как это сделать.
Разбираемся, когда и по каким причинам может иметь место подобная ситуация, и от чего вообще зависят сроки и стоимость прохождения процедуры.
Из статьи вы узнаете, влияет ли наличие сертификата на качество продукции, и почему сертификация одинаково важна для потребителя и производителя.