Сертификация систем качества. Часть 1

<

Работы по сертификации качества имеют несколько достаточно важных частей. Условно можно отделить предварительную оценку, после нее следует проверка и оценка систем по стандарту ISO, затем – инспекционный контроль.

Предварительная оценка

Данная процедура – это обязательный этап оценки. Его проводят для того, чтобы определить, насколько компания или предприятие готово к процедуре. Также его смысл заключается в определении целесообразности дальнейших действий.

Естественно, вся оценка должна быть произведена исключительно на основе предварительных данных – они предоставляются заявителем. Это должны быть:

  1. Заявка, которая подается для проведения;
  2. Данные касательно политики организации;
  3. Необходимые внутренние документы;
  4. Схемы организации и структуры отделов;
  5. Ответы на вопросник;
  6. Исходные данные о состоянии производственных мощностей;
  7. Стандарты предприятия, все необходимые регламенты;
  8. Технологические документы;
  9. Стандарты управления документооборотом.

Обратите внимание, что орган сертификации сохраняет за собой право требования дополнительной документации. Анализ всех бумаг производится комиссией. Естественно, также параллельно данному процессу может производиться знакомство с системами качества – для этого представитель органа имеет право посетить компанию или производство. Также орган имеет право обратиться к нужным независимым источникам информации для сбора дополнительной информации о предприятии.

Аудиторская проверка и оценка

На втором этапе формируется программа для проверки. Как правило, в этот момент происходит точное деление действий между членами группы и готовятся нужные бумаги. Сама программа разрабатывается главным экспертом и проходит утверждение у руководителя, согласовывается с заявителем.

Программа должна быть составлена с сохранением возможности изменить приоритетность элементов, которые проверяются, в ходе аудита. Однако, существуют и обязательные для проверки параметры – они остаются постоянными независимо результатов других систем.

Все документы должны быть вспомогательными и облегчать проверку. Естественно, такая документация не может служить ограничениями для экспертов и не давать возможности провести дополнительные действия.

Аудит должен включать несколько важных процедур:

  1. Предварительное совещание;
  2. Проведение обследования;
  3. Составление необходимых актов;
  4. Финальное совещание.

Предварительное совещание – это необходимая мера, которая знакомит комиссию с заявителем и дает возможность разобраться в ситуации. Естественно, необходимо также обратить внимание на процесс обследования. Он должен производиться для сбора данных с помощью:

  • опроса сотрудников предприятия;
  • анализа документации, которая используется;
  • анализа производственных процессов;
  • анализа работы всех отделов;
  • оценки работы персонала;
  • анализа мероприятий, которые проводятся на предприятии для работы над качеством продукта.

В ситуации, если производится анализ систем качества для продукции, которая сертифицируется, необходимо также проанализировать:

  • всю конструкторскую документацию и технические данные;
  • все нормативные бумаги в сфере;
  • всю аналитическую документацию предприятия, которая может касаться выпуска продукции;
  • состояние всех механизмов и технических средств производства;
  • состояние всех возможностей измерения качества и характеристик продукта.

Данные нужно обязательно правильно сопоставить с тему, которые были найдены в открытом доступе и получены от предприятия до проведения проверки. Обратите внимание на то, что любые наблюдения обязательно будут задокументированы и подтверждены фактами. Особо тщательно нужно подходить к фиксации всех несоответствий.

Несоответствием называют невыполнение установленного требования. Однако, некоторые элементы такого понятия формализовать сложно, поэтому в некоторых случаях так также называют отсутствие некоторых параметров или их отклонение от заявленных.

Важно обратить внимание на признанный термин «значительное несоответствие» - он дает возможность понять, что было обнаружено отсутствие или достаточно сильное изменение качества. Существует несколько примеров именно такого типа несоответствия:

  1. предприятие не определило и не оформило официально свою политику в сфере качества, что делает невозможным провести качественную проверку;
  2. система качества компании не соответствует ее же политике а данной сфере.
  3. нет важной части системы или не существует самой процедуры.
  4. нет разработанной правильной системы испытаний, которая может правильно проводить контроль любых показателей;
  5. не обнаружено выполнения всех требований официальных процедур;
  6. не соблюдаются требования стандартов;
  7. информация о качестве продукции, которая были зарегистрированы, не дают возможности сделать выводы о том, насколько правильно работает система контроля качества.

Также необходимо выделить несоответствия малой степени значимости – они, как правило, являются небольшими ошибками, которые не являются серьезной проблемой для предприятия, и не требуют немедленного устранения. Однако, многократное повторение таких несоответствий вполне имеет возможность быть переквалифицировано в значительное.

Все выявленные несоответствия фиксируются с доказательствами.

Вернуться назад
Читайте так же
Результаты успешной сертификации. Часть 2
Результаты успешной сертификации. Часть 2

В первой части этой статьи мы рассмотрели каким компаниям жизненно необходима сертификация и с какими трудностями они встретятся на первом этапе. Здесь будут изложены рекомендации по сертификации, которые позволят минимизировать эти проблемы.

Полезность сертификации с точки зрения потребителей

Пожалуй, сразу же следует объяснить, что СМК не может гарантировать клиенту...

Результаты успешной сертификации. Часть 1
Результаты успешной сертификации. Часть 1

О таких факторах, как качество и международный стандарт ISO 9001-2015 слышали и знают довольно многие. Однако такие «знания» далеко не всегда можно отнести к полезным. Специалисты разных профилей не редко делятся своим мнением, рассказывая, что система качества – это всего лишь формальность или еще хуже, выманивание денег у доверчивых руководителей, а также еще одна бесполезная «бумажка». Компаниям, которые делают свои первые шаги на сложном и довольно извилистом пути управления качеством очень важно ознакомиться не только с мнением «за» и «против», но также с мнением реалистов.

Именно поэтому главная мысль данной статьи – это не пересказ содержания стандарта. Цель статьи – это...

Применение системы менеджмента качества. Часть 2
Применение системы менеджмента качества. Часть 2

Последняя сторона – это органы, которые следят за соблюдением норм законодательства, органы по сертификации, и органы государственного управления. Благодаря им должна быть обеспечена «прозрачность» организации. При сертификации продукции или услуг могут применяться более простые схемы, при условии наличия системы менеджмента качества организации. Сертификат соответствия стандарту ISO 9001 – это гарантия эффективности функционирования системы менеджмента качества организации для всех заинтересованных сторон. Процедура проверки возможностей претендента становится проще при...