Сертификация систем качества. Часть 1

<

Работы по сертификации качества имеют несколько достаточно важных частей. Условно можно отделить предварительную оценку, после нее следует проверка и оценка систем по стандарту ISO, затем – инспекционный контроль.

Предварительная оценка

Данная процедура – это обязательный этап оценки. Его проводят для того, чтобы определить, насколько компания или предприятие готово к процедуре. Также его смысл заключается в определении целесообразности дальнейших действий.

Естественно, вся оценка должна быть произведена исключительно на основе предварительных данных – они предоставляются заявителем. Это должны быть:

  1. Заявка, которая подается для проведения;
  2. Данные касательно политики организации;
  3. Необходимые внутренние документы;
  4. Схемы организации и структуры отделов;
  5. Ответы на вопросник;
  6. Исходные данные о состоянии производственных мощностей;
  7. Стандарты предприятия, все необходимые регламенты;
  8. Технологические документы;
  9. Стандарты управления документооборотом.

Обратите внимание, что орган сертификации сохраняет за собой право требования дополнительной документации. Анализ всех бумаг производится комиссией. Естественно, также параллельно данному процессу может производиться знакомство с системами качества – для этого представитель органа имеет право посетить компанию или производство. Также орган имеет право обратиться к нужным независимым источникам информации для сбора дополнительной информации о предприятии.

Аудиторская проверка и оценка

На втором этапе формируется программа для проверки. Как правило, в этот момент происходит точное деление действий между членами группы и готовятся нужные бумаги. Сама программа разрабатывается главным экспертом и проходит утверждение у руководителя, согласовывается с заявителем.

Программа должна быть составлена с сохранением возможности изменить приоритетность элементов, которые проверяются, в ходе аудита. Однако, существуют и обязательные для проверки параметры – они остаются постоянными независимо результатов других систем.

Все документы должны быть вспомогательными и облегчать проверку. Естественно, такая документация не может служить ограничениями для экспертов и не давать возможности провести дополнительные действия.

Аудит должен включать несколько важных процедур:

  1. Предварительное совещание;
  2. Проведение обследования;
  3. Составление необходимых актов;
  4. Финальное совещание.

Предварительное совещание – это необходимая мера, которая знакомит комиссию с заявителем и дает возможность разобраться в ситуации. Естественно, необходимо также обратить внимание на процесс обследования. Он должен производиться для сбора данных с помощью:

  • опроса сотрудников предприятия;
  • анализа документации, которая используется;
  • анализа производственных процессов;
  • анализа работы всех отделов;
  • оценки работы персонала;
  • анализа мероприятий, которые проводятся на предприятии для работы над качеством продукта.

В ситуации, если производится анализ систем качества для продукции, которая сертифицируется, необходимо также проанализировать:

  • всю конструкторскую документацию и технические данные;
  • все нормативные бумаги в сфере;
  • всю аналитическую документацию предприятия, которая может касаться выпуска продукции;
  • состояние всех механизмов и технических средств производства;
  • состояние всех возможностей измерения качества и характеристик продукта.

Данные нужно обязательно правильно сопоставить с тему, которые были найдены в открытом доступе и получены от предприятия до проведения проверки. Обратите внимание на то, что любые наблюдения обязательно будут задокументированы и подтверждены фактами. Особо тщательно нужно подходить к фиксации всех несоответствий.

Несоответствием называют невыполнение установленного требования. Однако, некоторые элементы такого понятия формализовать сложно, поэтому в некоторых случаях так также называют отсутствие некоторых параметров или их отклонение от заявленных.

Важно обратить внимание на признанный термин «значительное несоответствие» - он дает возможность понять, что было обнаружено отсутствие или достаточно сильное изменение качества. Существует несколько примеров именно такого типа несоответствия:

  1. предприятие не определило и не оформило официально свою политику в сфере качества, что делает невозможным провести качественную проверку;
  2. система качества компании не соответствует ее же политике а данной сфере.
  3. нет важной части системы или не существует самой процедуры.
  4. нет разработанной правильной системы испытаний, которая может правильно проводить контроль любых показателей;
  5. не обнаружено выполнения всех требований официальных процедур;
  6. не соблюдаются требования стандартов;
  7. информация о качестве продукции, которая были зарегистрированы, не дают возможности сделать выводы о том, насколько правильно работает система контроля качества.

Также необходимо выделить несоответствия малой степени значимости – они, как правило, являются небольшими ошибками, которые не являются серьезной проблемой для предприятия, и не требуют немедленного устранения. Однако, многократное повторение таких несоответствий вполне имеет возможность быть переквалифицировано в значительное.

Все выявленные несоответствия фиксируются с доказательствами.

Вернуться назад
Читайте так же
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...

Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2
Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2

В Части 1 настоящей статьи мы обрисовали основные проблемы, возникающие при сертификации на предприятии системы управления качеством. В основном, это отсутствие жесткого документированного регламента и контроля за ходом сертификации, недостаточная компетентность людей, участвующих в процессе сертификации.

Решение проблемы

Решить и даже предупредить эту проблему можно просто...