Сертификация систем качества. Часть 1
Работы по сертификации качества имеют несколько достаточно важных частей. Условно можно отделить предварительную оценку, после нее следует проверка и оценка систем по стандарту ISO, затем – инспекционный контроль.
Предварительная оценка
Данная процедура – это обязательный этап оценки. Его проводят для того, чтобы определить, насколько компания или предприятие готово к процедуре. Также его смысл заключается в определении целесообразности дальнейших действий.
Естественно, вся оценка должна быть произведена исключительно на основе предварительных данных – они предоставляются заявителем. Это должны быть:
- Заявка, которая подается для проведения;
- Данные касательно политики организации;
- Необходимые внутренние документы;
- Схемы организации и структуры отделов;
- Ответы на вопросник;
- Исходные данные о состоянии производственных мощностей;
- Стандарты предприятия, все необходимые регламенты;
- Технологические документы;
- Стандарты управления документооборотом.
Обратите внимание, что орган сертификации сохраняет за собой право требования дополнительной документации. Анализ всех бумаг производится комиссией. Естественно, также параллельно данному процессу может производиться знакомство с системами качества – для этого представитель органа имеет право посетить компанию или производство. Также орган имеет право обратиться к нужным независимым источникам информации для сбора дополнительной информации о предприятии.
Аудиторская проверка и оценка
На втором этапе формируется программа для проверки. Как правило, в этот момент происходит точное деление действий между членами группы и готовятся нужные бумаги. Сама программа разрабатывается главным экспертом и проходит утверждение у руководителя, согласовывается с заявителем.
Программа должна быть составлена с сохранением возможности изменить приоритетность элементов, которые проверяются, в ходе аудита. Однако, существуют и обязательные для проверки параметры – они остаются постоянными независимо результатов других систем.
Все документы должны быть вспомогательными и облегчать проверку. Естественно, такая документация не может служить ограничениями для экспертов и не давать возможности провести дополнительные действия.
Аудит должен включать несколько важных процедур:
- Предварительное совещание;
- Проведение обследования;
- Составление необходимых актов;
- Финальное совещание.
Предварительное совещание – это необходимая мера, которая знакомит комиссию с заявителем и дает возможность разобраться в ситуации. Естественно, необходимо также обратить внимание на процесс обследования. Он должен производиться для сбора данных с помощью:
- опроса сотрудников предприятия;
- анализа документации, которая используется;
- анализа производственных процессов;
- анализа работы всех отделов;
- оценки работы персонала;
- анализа мероприятий, которые проводятся на предприятии для работы над качеством продукта.
В ситуации, если производится анализ систем качества для продукции, которая сертифицируется, необходимо также проанализировать:
- всю конструкторскую документацию и технические данные;
- все нормативные бумаги в сфере;
- всю аналитическую документацию предприятия, которая может касаться выпуска продукции;
- состояние всех механизмов и технических средств производства;
- состояние всех возможностей измерения качества и характеристик продукта.
Данные нужно обязательно правильно сопоставить с тему, которые были найдены в открытом доступе и получены от предприятия до проведения проверки. Обратите внимание на то, что любые наблюдения обязательно будут задокументированы и подтверждены фактами. Особо тщательно нужно подходить к фиксации всех несоответствий.
Несоответствием называют невыполнение установленного требования. Однако, некоторые элементы такого понятия формализовать сложно, поэтому в некоторых случаях так также называют отсутствие некоторых параметров или их отклонение от заявленных.
Важно обратить внимание на признанный термин «значительное несоответствие» - он дает возможность понять, что было обнаружено отсутствие или достаточно сильное изменение качества. Существует несколько примеров именно такого типа несоответствия:
- предприятие не определило и не оформило официально свою политику в сфере качества, что делает невозможным провести качественную проверку;
- система качества компании не соответствует ее же политике а данной сфере.
- нет важной части системы или не существует самой процедуры.
- нет разработанной правильной системы испытаний, которая может правильно проводить контроль любых показателей;
- не обнаружено выполнения всех требований официальных процедур;
- не соблюдаются требования стандартов;
- информация о качестве продукции, которая были зарегистрированы, не дают возможности сделать выводы о том, насколько правильно работает система контроля качества.
Также необходимо выделить несоответствия малой степени значимости – они, как правило, являются небольшими ошибками, которые не являются серьезной проблемой для предприятия, и не требуют немедленного устранения. Однако, многократное повторение таких несоответствий вполне имеет возможность быть переквалифицировано в значительное.
Все выявленные несоответствия фиксируются с доказательствами.
Вернуться назадРассказываем, зачем внедрять СМК в медицинских учреждения, почему это важно и как это сделать.
Разбираемся, когда и по каким причинам может иметь место подобная ситуация, и от чего вообще зависят сроки и стоимость прохождения процедуры.
Из статьи вы узнаете, влияет ли наличие сертификата на качество продукции, и почему сертификация одинаково важна для потребителя и производителя.