Требования системы менеджмента качества ИСО 9001-2015. Часть 1

<

Работа каждого предприятия является систематизированным потоком мыслей, действий и решений, направленных на конкретный результат. Но основой процесса и результат является система управления качеством. Политика качества компаний, заявляющих о соответствии требованиям стандарта ИСО 9001-2015, должна базироваться на следующих принципах: · заказчик – главное действующее лицо в бизнесе; · качество – обязанность каждого сотрудника. СМК сертифицированной компании ежегодно проверяется внутренними и внешними аудиторами на соответствие требованиям ИСО 9001. Раз в три года она проходит ресертификацию.

Особенности требований стандарта ИСО 9001-2015

Основные отличия системы ИСО 9001:2015 были раскрыты в предыдущей статье в Части 1 и Части 2, которые сжато можно охарактеризовать так:

  • переход на высокоуровневую систему;
  • меньшие требования к документированию;
  • большая применимость для сферы услуг;
  • новые требования в области определения среды организации, анализа опасностей и возможностей;
  • требования в области анализа рисков и возможностей;
  • акцент на достижение конкретных результатов по уровню удовлетворенности потребителей.

Все требования системы менеджмента качества начинаются с четвертого раздела.

4. Контекст организации (требования относительно процессов СМК)

Среда организации Любая организация функционирует в определённой среде. У неё есть заинтересованные стороны, которые принято разделять на пять основных групп: потребители, поставщики, сотрудники, учредители (владельцы) и общество. У каждой из этих групп заинтересованных сторон есть свои определённые требования и желания, которые могут противоречить друг другу. Все эти требования необходимо проанализировать и определить факторы, которые могут повлиять на выполнение этих требований. Область действия СМК Для определения границ распространения СМК формулируются процессы жизненного цикла, применительно к разработке, проектированию и поставке продукции или предоставлению услуг. Внедрение системы управления качеством может охватывать не все виды деятельности, а, к примеру, только один вид продукции или услуг. Из области действия системы нельзя исключить все обеспечивающие процессы – проектирование продукции, работу с поставщиками и др. Следует отметить важный момент, что стандарт может распространяться не только на юридическое лицо, но и на организацию. По определению, понятие «организация» включает в себя: работников, средства осуществления деятельности и систему управления. Если группа компаний разбита на несколько юридических лиц с одной системой управления, это не является препятствием для сертификации единой системы управления. Система менеджмента качества В последней редакции нет требования о наличии руководящих документов СМК, все требования сфокусированы на процессах. Управление документацией вынесено в другой раздел. Подробную информацию по документированию Вы можете посмотреть в нашей специальной статье тут и здесь.

5. Лидерство (требования, касающиеся руководства компании)

Лидерство Термин «высшее руководство» в версии 2015 года не используется. Политика в области качества Политика обязательно документируется и доводится до всех сотрудников. В предыдущей версии необходимости в документировании не было. Функции, ответственность и полномочия В СМК редакции 2009 года выдвигалось требование, чтобы в компании был один представитель руководства по качеству, на которого возлагались соответствующие функции. Сейчас это может быть не один, а несколько сотрудников, за которыми должны быть закреплены конкретные функции. Руководство само определяет количество своих представителей по качеству. Большинство экспертов считает, что назначение одного куратора, продвигающего проект, является более правильным и эффективным решением. Появился новый термин «организационные роли», который подразумевает временную реализацию определенных функций в области менеджмента качества штатным сотрудником.

Вернуться назад
Читайте так же
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 2

В первой части настоящей статьи мы некоторые моменты реального и фиктивного внедрения системы менеджмента качества и негативные последствия нечестного использования сертификата ИСО 9001. В продолжении считаем нужным остановиться на влиянии сертификации на жизненный цикл продукции и бизнес процессы на предприятии.

Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1
Стандарты системы менеджмента качества. Часть 1

Разобраться в стандартах системы менеджмента качества и инициировать процесс внедрения их в компаниях просто – достаточно изучить нужные материалы! ISO и система менеджмента качества имеет ряд положительных характеристик, которые не единожды доказали свою функциональность. Именно поэтому использование методик целесообразно в работе многочисленных компаний, особенно в тех, которые занимаются информационными технологиями и прогрессивными проектами. Пропагандирование ISO и системы менеджмента качества ведется уже не первый год, поэтому...

Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2
Проблемы, возникающие при сертификации системы качества. Часть 2

В Части 1 настоящей статьи мы обрисовали основные проблемы, возникающие при сертификации на предприятии системы управления качеством. В основном, это отсутствие жесткого документированного регламента и контроля за ходом сертификации, недостаточная компетентность людей, участвующих в процессе сертификации.

Решение проблемы

Решить и даже предупредить эту проблему можно просто...