Требования системы менеджмента качества ИСО 9001-2015. Часть 1

<

Работа каждого предприятия является систематизированным потоком мыслей, действий и решений, направленных на конкретный результат. Но основой процесса и результат является система управления качеством. Политика качества компаний, заявляющих о соответствии требованиям стандарта ИСО 9001-2015, должна базироваться на следующих принципах: · заказчик – главное действующее лицо в бизнесе; · качество – обязанность каждого сотрудника. СМК сертифицированной компании ежегодно проверяется внутренними и внешними аудиторами на соответствие требованиям ИСО 9001. Раз в три года она проходит ресертификацию.

Особенности требований стандарта ИСО 9001-2015

Основные отличия системы ИСО 9001:2015 были раскрыты в предыдущей статье в Части 1 и Части 2, которые сжато можно охарактеризовать так:

  • переход на высокоуровневую систему;
  • меньшие требования к документированию;
  • большая применимость для сферы услуг;
  • новые требования в области определения среды организации, анализа опасностей и возможностей;
  • требования в области анализа рисков и возможностей;
  • акцент на достижение конкретных результатов по уровню удовлетворенности потребителей.

Все требования системы менеджмента качества начинаются с четвертого раздела.

4. Контекст организации (требования относительно процессов СМК)

Среда организации Любая организация функционирует в определённой среде. У неё есть заинтересованные стороны, которые принято разделять на пять основных групп: потребители, поставщики, сотрудники, учредители (владельцы) и общество. У каждой из этих групп заинтересованных сторон есть свои определённые требования и желания, которые могут противоречить друг другу. Все эти требования необходимо проанализировать и определить факторы, которые могут повлиять на выполнение этих требований. Область действия СМК Для определения границ распространения СМК формулируются процессы жизненного цикла, применительно к разработке, проектированию и поставке продукции или предоставлению услуг. Внедрение системы управления качеством может охватывать не все виды деятельности, а, к примеру, только один вид продукции или услуг. Из области действия системы нельзя исключить все обеспечивающие процессы – проектирование продукции, работу с поставщиками и др. Следует отметить важный момент, что стандарт может распространяться не только на юридическое лицо, но и на организацию. По определению, понятие «организация» включает в себя: работников, средства осуществления деятельности и систему управления. Если группа компаний разбита на несколько юридических лиц с одной системой управления, это не является препятствием для сертификации единой системы управления. Система менеджмента качества В последней редакции нет требования о наличии руководящих документов СМК, все требования сфокусированы на процессах. Управление документацией вынесено в другой раздел. Подробную информацию по документированию Вы можете посмотреть в нашей специальной статье тут и здесь.

5. Лидерство (требования, касающиеся руководства компании)

Лидерство Термин «высшее руководство» в версии 2015 года не используется. Политика в области качества Политика обязательно документируется и доводится до всех сотрудников. В предыдущей версии необходимости в документировании не было. Функции, ответственность и полномочия В СМК редакции 2009 года выдвигалось требование, чтобы в компании был один представитель руководства по качеству, на которого возлагались соответствующие функции. Сейчас это может быть не один, а несколько сотрудников, за которыми должны быть закреплены конкретные функции. Руководство само определяет количество своих представителей по качеству. Большинство экспертов считает, что назначение одного куратора, продвигающего проект, является более правильным и эффективным решением. Появился новый термин «организационные роли», который подразумевает временную реализацию определенных функций в области менеджмента качества штатным сотрудником.

Вернуться назад
Читайте так же
Результаты успешной сертификации. Часть 2
Результаты успешной сертификации. Часть 2

В первой части этой статьи мы рассмотрели каким компаниям жизненно необходима сертификация и с какими трудностями они встретятся на первом этапе. Здесь будут изложены рекомендации по сертификации, которые позволят минимизировать эти проблемы.

Полезность сертификации с точки зрения потребителей

Пожалуй, сразу же следует объяснить, что СМК не может гарантировать клиенту...

Результаты успешной сертификации. Часть 1
Результаты успешной сертификации. Часть 1

О таких факторах, как качество и международный стандарт ISO 9001-2015 слышали и знают довольно многие. Однако такие «знания» далеко не всегда можно отнести к полезным. Специалисты разных профилей не редко делятся своим мнением, рассказывая, что система качества – это всего лишь формальность или еще хуже, выманивание денег у доверчивых руководителей, а также еще одна бесполезная «бумажка». Компаниям, которые делают свои первые шаги на сложном и довольно извилистом пути управления качеством очень важно ознакомиться не только с мнением «за» и «против», но также с мнением реалистов.

Именно поэтому главная мысль данной статьи – это не пересказ содержания стандарта. Цель статьи – это...

Применение системы менеджмента качества. Часть 2
Применение системы менеджмента качества. Часть 2

Последняя сторона – это органы, которые следят за соблюдением норм законодательства, органы по сертификации, и органы государственного управления. Благодаря им должна быть обеспечена «прозрачность» организации. При сертификации продукции или услуг могут применяться более простые схемы, при условии наличия системы менеджмента качества организации. Сертификат соответствия стандарту ISO 9001 – это гарантия эффективности функционирования системы менеджмента качества организации для всех заинтересованных сторон. Процедура проверки возможностей претендента становится проще при...