Требования к этикеткам товаров в 2023 году
Этикетка – это не просто рекламный ярлычок или бирка в формате наклейки на упаковке продукции, а инструмент для ее маркировки. На ней должна отображаться информация, описывающая потребительские свойства продукта, подтверждающая его соответствие действующим требованиям и нормам государственных и иных регламентов. Поэтому государство внедрило универсальную единую систему обязательной маркировки, которая вводится постепенно, и полный переход на нее должен произойти в 2024 году.
Сама концепция системы маркировки была разработана и утверждена Постановлением Правительства № 2963-р в 2018 году. Также к числу нормативных актов относится Федеральный закон № 488 и распоряжение № 791, которым утверждены способы идентификации и создание единого реестра товаров. Но к чему все это, какие цели преследует государство, и как это отражается на производителях, оптовых и розничных продавцах, конечных потребителях?
Зачем нужна маркировка продукции
Для многих категорий товаров введена обязательная сертификация. Она помогает проконтролировать соблюдение производителем санитарных и других норм. Пищевая сертификация предполагает проведение регулярных лабораторных исследований по выборкам из разных партий, но она не позволяет отслеживать их перемещение. Универсальная единая система маркировки же позволяет проследить весь путь товара, начиная с производственного предприятия и склада, заканчивая точкой розничных продаж. Что это дает?
- В случае нарушений санитарно-гигиенических и других стандартов проще привлечь недобросовестного производителя или поставщика к ответственности;
- У производителя не будет возможности вводить в обороты несертифицированную или фальсифицированную продукцию, скрывать доходы;
- Легче отслеживать качество товаров для конечного потребителя, а также вести макроэкономическую статистику.
Но для всех ли товаров система действует одинаково?
Какие товары подлежат обязательной маркировке
Система внедряется постепенно с 2019 года, и за это время обязательной маркировке уже подлежат следующие виды продукции:
- Табак и табачные изделия;
- Шубы и изделия из натурального меха;
- Обувь и текстильная продукция;
- Медикаменты (лекарственные препараты);
- Автомобильные шины;
- Парфюмерия (духи), фото и видеокамеры;
- Молочная продукция и бутилированная вода;
- Пиво и пивные напитки.
К 2024 году в перечень войдут БАДы (биологически активные добавки), велосипеды, антисептические средства и медицинские изделия.
Не исключено, что после 2024 года программа будет продлена, и в нее постепенно будет включаться все больше видов продукции в новые категории. Поэтому производителям уже сегодня стоит позаботиться о сборе необходимой информации и внедрении технологий маркировки в соответствии с общепринятой системой.
Какую информацию необходимо указывать на этикетках пищевых продуктов
На этикетке должны присутствовать следующие данные:
- Полное наименование продукта – если это молоко, то какое именно – «питьевое, ультрапастеризованное, с массовой долей жира 2.5 %»;
- Стандарты, которым соответствует продукт – это может быть определенный ГОСТ, сертификация Халяль, ТУ (технические условия) или другая система контроля качества;
- Информация об изготовителе – наименование, юридический адрес и адрес производства;
- Условия транспортировки и хранения – температурные режимы, срок годности, позиционирование упаковки;
- Информация о количестве, весе, а также номер партии и уникальные коды (штрих-коды или QR-коды), которые присваиваются системой по запросу производителя.
Дополнительно производитель или импортер может указать значимую для потребителя информацию о потребительских свойствах товара.
Какую ответственность за нарушение правил маркировки несет производитель
С 2021 года введена система административной и уголовной ответственности за несоблюдение правил обязательной маркировки продукции. За продажу товаров без соответствующей маркировки для юридических лиц предусмотрены штрафы на сумму до 300 тысяч рублей, а в особо крупных размерах – до одного миллиона или пяти лет лишения свободы. Для должностных лиц – штраф до 10 тысяч рублей с конфискацией товара.
За производство и сбыт продукции с поддельными кодами предусмотрена уголовная ответственность. Штраф в рамках уголовного дела может достигать 300 тысяч рублей, а срок лишения свободы – от 3 до 6 лет. Эти меры направлены в первую очередь на регулирование процессов в торговле и контроль качества продукции для конечных потребителей. Они должны дисциплинировать производителей и поспособствовать усовершенствованию технологий контроля качества на предприятиях.
Добровольная маркировка продукции
Важно разделять обязательную маркировку в системе «Честный знак» и рекламную маркировку. В национальный реестр товаров на данный момент включаются только те виды продукции, которые утверждены в перечне в соответствующем указе. Производитель не может произвольно подать заявку на регистрацию товара, который в эти перечни не входит. Поэтому под добровольной маркировкой продукции можно понимать печать дополнительных рекламно-информационных этикеток и стикеров.
В них может частично дублироваться информация с основного маркера, а также наноситься и другие данные. Это могут быть различные коммерческие регалии – наградные знаки, грамоты за первые места в конкурсах, личные обращения от технологов или директоров и многое другое. Эта информация считается коммерческой, может являться частью пиар кампании и меняться от одной партии товаров к другой.
Система маркировки «Честный знак» и Национальный реестр товаров
Система маркировки «Честный знак» не допускает внесения в маркировку лишней коммерческой информации. Это механизм обязательной маркировки с внесением товаров в единый Национальный реестр с последующим изъятием из него после прохождения полного цикла от склада до конечного потребителя. Что это дает? Покупатель, находясь в розничной точке продаж, может отсканировать код с маркировки и получить полную информацию об этом продукте на сайте «Честного знака» или через специальное приложение. Так можно проверить, не были ли перебиты сроки годности, кто произвел продукт, каким стандартам качества он отвечает
Если продукта нет в реестре, это говорит о том, что на прилавке подделка, или что коды были сфальсифицированы. В этом случае никакой уверенности в качестве товара быть не может, а продавец может понести административную или уголовную ответственность за торговлю такой продукцией.
Порядок маркировки и необходимое оборудование
Что потребуется от добросовестного производителя, который готов к маркировке своей продукции:
- Подключиться к системе маркировки, зарегистрировавшись на сайте «Честного знака», и получить электронную подпись;
- Подключиться к системе электронного документооборота для обмена передаточной документацией;
- Закупить принтер для печати этикеток, терминал сбора данных и сканер кодов, которые будет выдавать система.
Производитель имеет право распечатывать только те этикетки с кодами, которые отправлены ему системой по предварительному запросу. Вносить в них какие-либо изменения строго запрещено – в этом случае они будут считаться поддельными, что может повлечь за собой соответствующую ответственность.
Как работает автоматизированная система учета маркированной продукции
Разберемся в сути процесса. Производитель изготавливает партию товара, которой присваиваются определенные номера или серии. Продукция при необходимости проходит сертификацию и другие проверки качества. Производитель направляет соответствующие документы в «Честный знак» через систему электронного документооборота.
В «Честном знаке» обрабатывают данные, и генерируются коды маркировки, которые в виде заготовки этикетки направляются по предварительному запросу производителю. Он распечатывает эти этикетки с кодами и маркирует ими товары, а затем сразу информирует «Честный знак» о поступлении продукции в оборот. В некоторых случаях отдельно генерируются коды для транспортировочных коробов, в которых находится много упаковок товаров.
С момента отправки продукции со склада за них несет ответственность уже дистрибьютор или розничный продавец, который также использует оборудование, связанное с Национальным реестром. В случае «пробития» товара по кассе, соответствующая информация направляется в «Честный знак». В этот момент продукт изымается из реестра и переводится в архив (на случай возврата). Так государство получает полную статистику, возможность контролировать качество и процессы в торговле.
Что меняется для розничных продавцов
Для розничных продавцов главные изменения касаются переоборудования точек продаж. При этом поставщик выдает магазину коды товаров для сверки с реестром, что исключает вероятность случайного поступления в продажу фальсификата. Все продажи маркированных товаров ведутся через онлайн-кассу, а фискальные данные автоматически отправляются в систему маркировки.
Так что никакой существенной дополнительной нагрузки на торговые сети не создается. Наоборот – это возможность контролировать качество продукции, не допуская в продажу фальсификат. Такой подход будет повышать лояльность со стороны конечных потребителей, так как у них будет расти доверие к таким торговым сетям и производителям. Все необходимое оборудование и программное обеспечение для присоединения к системе есть в России.
Вернуться назадРассказываем, зачем внедрять СМК в медицинских учреждения, почему это важно и как это сделать.
Разбираемся, когда и по каким причинам может иметь место подобная ситуация, и от чего вообще зависят сроки и стоимость прохождения процедуры.
Из статьи вы узнаете, влияет ли наличие сертификата на качество продукции, и почему сертификация одинаково важна для потребителя и производителя.